Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Менее компетентные люди склонны переоценивать себя, но этому нашли статистическое объяснение
Почему люди иногда переоценивают свои знания, причем чаще этим грешат те, кто плохо разбирается в предмете? Это явление 20 лет назад изучили и попытались объяснить с точки зрения психологии двое ученых, по их именам оно известно как эффект Даннинга — Крюгера. Согласно докладу, сделанному на семинаре департамента прикладной экономики ВШЭ, этому эффекту есть чисто статистическое объяснение.
В работе 1999 года Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг описали эксперимент, в ходе которого исследователи попросили студентов пройти тесты, оценивающие их чувство юмора, логическое мышление и знание грамматики английского языка, а также предположить, насколько хорошо они справились по сравнению с остальными. Участники в целом значительно переоценили свои способности (в среднем они считали, что выполнили задание лучше 66 процентов однокурсников), причем чем ниже был результат теста, тем сильнее предполагаемая оценка отличалась от реальной; недооценивали себя только наиболее сильные участники. Авторы статьи объяснили это тем, что люди с низкими способностями не только хуже справляются с заданиями, но и неадекватно оценивают свои знания.
Работы с критикой выводов Даннинга и Крюгера стали появляться уже через несколько лет после публикации оригинального исследования. Многие авторы подтверждали существование эффекта, но не соглашались с предложенным объяснением. В одной из первых таких статей эффект Даннинга — Крюгера объяснялся склонностью людей в целом довольно высоко оценивать свои знания и регрессией к среднему. Регрессию впервые описал Фрэнсис Гальтон в 1886 году: он заметил, что у высоких отцов сыновья в среднем были ниже их, а у низких — наоборот, то есть значения «стремятся к среднему».
Профессор-исследователь факультета экономических наук ВШЭ Анатолий Пересецкий и его соавтор Ян Магнус из Амстердамского университета также предложили объяснение эффекта Даннинга — Крюгера с помощью статистики, а не психологии. Дело в том, что в экспериментах, в ходе которых изучался этот эффект, за тест можно было получить оценки, лежащие в строго оговоренном интервале, например от 0 до 10 или от 0 до 100. В двух работах этот факт отмечался, но развития идея ранее не получала.
Предположим, что люди могут угадывать свой результат с некоторой погрешностью, но в целом верно (то есть с равной вероятностью недо- и переоценивают себя). Но из-за того, что нельзя получить меньше 0 или больше 100 баллов, две группы участников ограничены в своих предположениях: написавшие очень плохо не могут сказать, что выполнили задания на –5 или –10, а решившие все правильно — что рассчитывают на 110. Получается, что предполагаемые оценки первых будут в среднем выше, а вторых — ниже, чем могли бы быть, если бы шкала не была ограничена.
Предположение авторы проверили на данных 665 студентов ВШЭ, которые сдавали экзамен по статистике в 2016–2019 годах. В середине экзамена студентов просили написать, какую оценку они ожидают получить в итоге (за верное предположение был обещан небольшой бонус). Результаты показали наличие эффекта Даннинга — Крюгера.
Чтобы проверить, можно ли получить такие же отклонения ожидаемых оценок от фактических, используя только законы статистики, авторы предложили простую статистическую модель (обобщающую хорошо известную в экономике Tobit-модель), учитывающую ограниченность прогноза — число от 0 до 100. Форма графика, который можно построить на основе модели, зависит от трех параметров: от того, насколько могут ошибаться участники в своих предположениях, и от двух случайных величин, характеризующих отклонение прогноза оценки от 0 и 100 баллов (с их помощью выполняется требование об ограничении оценок сверху и снизу). Исследователи показали, что при реалистичных значениях этих параметров можно получить график, почти идеально описывающий реальные данные.
«Эффект Даннинга — Крюгера действительно существует, но является статистическим артефактом и не требует для своего объяснения концепций из области психологии и когнитивной науки. Вопрос, почему “психологические” объяснения этого эффекта до сих пор популярны в психологической литературе, пожалуй, может являться предметом исследования психологов», — подытожил соавтор работы Анатолий Пересецкий.
Астрономы зарегистрировали необычную вспышку под названием «быстрый радиовсплеск» — мгновенный выброс сильнейшего радиоизлучения. Причем случился он в галактике, где они, по имеющимся представлениям, не должны происходить.
Эмираты начали создавать солнечную электростанцию мощностью больше любой другой в мире. Чтобы решить «сильнейший вызов» нестабильности такого электроснабжения, в королевстве пойдут на необычный шаг: на станции установят крупнейшую на планете литиевую накопительную систему. Несмотря на это, равномерной поставки энергии добиться не удастся.
Исследователи из международной студенческой некоммерческой организации App-In Club (США) сконструировали экономичную роботизированную систему, способную воспроизводить человеческий почерк. Такая машина может автоматизировать создание рукописных документов — писем, юридических бумаг, текстов, художественных визуализаций — в режиме реального времени.
Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.
Опрос среди владельцев собак показал, какие преимущества и недостатки, связанные с наличием питомцев, представляются людям наиболее существенными.
Фотография костей, уничтоженных во Второй мировой войне, помогла открыть новый род хищных динозавров
Сотрудник Палеонтологического музея в Мюнхене, копаясь в архивах, обнаружил ранее неизвестную фотографию неполного скелета динозавра, найденного в Египте в 1914 году. Через 30 лет кости уничтожила бомбардировка, но до разрушений их успели описать и отнести к виду гигантских хищных ящеров. Однако новая фотография запечатлела уникальный гребень на носу динозавра и прочие особенности, на основе которых ученые открыли новый род.
Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.
По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.
Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.
По моему всё гораздо
на сколько правильноВ данном случае "по-моему" и "насколько" -- наречия и пишутся только так!.. ) Кстати, самооценка никоим образом с количеством знаний не коррелирует. Сколько раз было, когда я и мои товарищи по учебе с изумлением видели неожиданно высокую (или низкую) оценку в своих зачетках. Оценка в принципе имеет весьма опосредованное отношение к знаниям, в чем я имел возможность неоднократно убедиться на личном опыте. ))) Один из них запомнился очень ярко на двух попытках сдать педагогику (чтобы больше про нее не вспоминать!). В первый раз я рассказал все, что знал на тот момент по двум вопросам в билете (слава богу, попались знакомые). Был совершенно уверен, что тройку-то я получу, так как отвечаю на твердую четверку... Но не учел степень озлобления преподавателя на редко посещавших практические занятия и проигнорировавших предэкзаменационный семинар. Утешило только то, что неуд получили 2 кандидата на красный диплом и еще три-четыре однокурсника гораздо умнее меня... При пересдаче произошел фантастический казус -- достался тот же самый билет! Неосторожно произнес нечленораздельный возглас изумления. -- В чем дело?! -- Спросил преподаватель. И я, дурак, ответил! -- Ну, идите готовьтесь... -- недобро процедил тот... И тут я решил подергать тигра за усы: сел и скрупулезно восстановил в памяти свои предыдущие ответы, записал и тщательно из повторил почти дословно экзаменатору. -- Ну, вот видите! Может же выучить, когда захотите! Если бы вы мне так на первом экзамене ответили, я бы вам 5 поставил, а при пересдаче больше четверки я не ставлю. -- Иван Иванович! Я вам все слово в слово повторил, что тогда говорил! -- Не может быть! Спрашивается, чего стоит статистическое исследование ВШЭ в сравнении с этим богатством эмоций и хитросплетений жизни?...
По моему всё гораздо
на сколько правильноВ данном случае "по-моему" и "насколько" -- наречия и пишутся только так!.. ) Кстати, самооценка никоим образом с количеством знаний не коррелирует. Сколько раз было, когда я и мои товарищи по учебе с изумлением видели неожиданно высокую (или низкую) оценку в своих зачетках. Оценка в принципе имеет весьма опосредованное отношение к знаниям, в чем я имел возможность неоднократно убедиться на личном опыте. ))) Один из них запомнился очень ярко на двух попытках сдать педагогику (чтобы больше про нее не вспоминать!). В первый раз я рассказал все, что знал на тот момент по двум вопросам в билете (слава богу, попались знакомые). Был совершенно уверен, что тройку-то я получу, так как отвечаю на твердую четверку... Но не учел степень озлобления преподавателя на редко посещавших практические занятия и проигнорировавших предэкзаменационный семинар. Утешило только то, что неуд получили 2 кандидата на красный диплом и еще три-четыре однокурсника гораздо умнее меня... При пересдаче произошел фантастический казус -- достался тот же самый билет! Неосторожно произнес нечленораздельный возглас изумления. -- В чем дело?! -- Спросил преподаватель. И я, дурак, ответил! -- Ну, идите готовьтесь... -- недобро процедил тот... И тут я решил подергать тигра за усы: сел и скрупулезно восстановил в памяти свои предыдущие ответы, записал и тщательно из повторил почти дословно экзаменатору. -- Ну, вот видите! Может же выучить, когда захотите! Если бы вы мне так на первом экзамене ответили, я бы вам 5 поставил, а при пересдаче больше четверки я не ставлю. -- Иван Иванович! Я вам все слово в слово повторил, что тогда говорил! -- Не может быть! Спрашивается, чего стоит статистическое исследование ВШЭ в сравнении с этим богатством эмоций и хитросплетений жизни?...
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии