04.03.2021
Сколтех
1 320

Изучен механизм работы нового антибиотика

5.1

Ученые из Сколтеха и МГУ изучили механизм работы антибиотика нибомицина, который может быть эффективен против бактерий, выработавших устойчивость к другим антибиотикам.

Изучен механизм работы нового антибиотика / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Antimicrobal agents and Chemotherapy. Во всех клетках бактерий есть важная группа ферментов – топоизомеразы. Они помогают решать пространственные трудности, возникающие при делении бактериальных клеток, когда активно идет процесс удвоения кольцевой ДНК. Топоизомеразы делят на 2 типа: I и II в зависимости от числа разрывов, которые они вносят в ДНК.

Топоизомеразы II часто выступают в роли мишеней для антибиотиков, включая фторхинолоны, очень распространенную группу антибиотиков, к которой относятся левофлоксацин, ципрофлоксацин и другие. К сожалению, бактерии быстро вырабатывают устойчивость к таким антибиотикам с помощью мутаций в генах, кодирующих топоизомеразы.

Возникновение устойчивых бактериальных штаммов — одна из главных проблем здравоохранения, поэтому ученые во всем мире занимаются поисками новых антибиотиков и альтернативных мишеней. Нибомицины называют обратными антибиотиками потому, что они блокируют фторхинолон устойчивые формы ДНК-гираз, частного случая топоизомераз II типа. Раньше такой эффект наблюдался только на грамположительных бактериях (все бактерии в зависимости от строения их клеточной стенки можно разделить на грамположительные и грамотрицательные).

Группа ученых из Сколтеха и МГУ под руководством профессора Сколтеха и МГУ Ольги Донцовой продемонстрировала действие “обратного антибиотика” и для грамотрицательных бактерий. Также исследователи впервые показали, что на обычные неустойчивые топоизомеразы нибомицин тоже может действовать.

«Интересно, что первые ингибиторы топоизомераз второго типа были обнаружены среди искусственно синтезированных молекул – хинолонов, а теперь находится все больше природных молекул, действующих на ту же мишень. Антибиотик нибомицин – природный ингибитор топоизомераз II, при этом нарушающий работу фторхинолонустойчивых гираз, То есть может быть использован тогда, когда классические ингибиторы гираз – фторхинолоны – не сработают.

В этой работе впервые подробно изучено ингибирование (замедление работы) нибомицином топоизомераз второй типа грамотрицательной бактерии и показано, что этот антибиотик нарушает работу фторхинолончувствительной и фторхинлонустойчивой форм гиразы у кишечной палочки», – рассказывает главный научный сотрудник Центра наук о жизни Сколтеха Илья Остерман. По словам профессора Ольги Донцовой: «Поиск способов преодолеть устойчивость бактерий к антибиотикам особенно важен в условиях пандемии, когда зачастую развиваются вторичные бактериальные инфекции, с которыми трудно бороться».