Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В салонах автомобилей обнаружили потенциальные канцерогены
В пробах воздуха из салонов сотни автомобилей разных производителей выявили широкий спектр огнестойких химикатов, которые могут влиять на здоровье человека.
Ученые из Школы окружающей среды при Дьюкском университете в Северной Каролине и Беркли (США) вместе с коллегами из канадского города Торонто впервые использовали пассивные силиконовые пробоотборники, чтобы выявить и описать огнестойкие химикаты, присутствующие в салонах легковых автомобилей. Также удалось оценить их связь с температурой окружающей среды, диапазон которой составил от минус пяти до плюс 30 градусов Цельсия. О результатах исследователи рассказали в статье для журнала Environmental Science and Technology.
Участниками стали жители 30 штатов США, владеющие автомобилями 2015 года выпуска или новее. Всего в выборку вошла 101 машина: 49 (50%) — с двигателем внутреннего сгорания, 26 (25%) — электрическим и столько же с гибридным. В списке стран — производителей авто были Соединенные Штаты, Япония, Мексика, Германия, Южная Корея, Канада, Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Словакия и Швеция.
Образцы собирали в холодное (средняя температура — 8,7 градуса Цельсия) и теплое (21,9 градуса) время года, чтобы оценить влияние температуры: с февраля по май и с июля по сентябрь 2022-го. Автомобилистам рассылали наборы с инструкцией и попросили повесить силиконовые пробоотборники на зеркало заднего вида на семь дней, по прошествии которых добровольцы заворачивали приборы в фольгу, помещали в пакет с застежкой-молнией и отправляли обратно в лабораторию.
Кроме того, участники должны были прислать небольшой — около сантиметра — кусок пены из переднего сиденья автомобиля, для чего им, как правило, приходилось залезать под кресло. В итоге ученые получили 52 образца.
Образцы анализировали на наличие бромированных и фосфорорганических антипиренов. В пробах воздуха искали какие-либо из 49 таких химикатов, обычно обнаруживаемых в окружающей среде, в пене — из 15.
Антипирены — специальные компоненты для обеспечения огнезащиты. Они становятся все более популярными, постепенно вытесняя другие вещества, например токсичные полибромдифениловые эфиры. Обычно антипирены используют в производстве пенополиуретана, стройматериалов, предметов интерьера и текстиля, электроники и транспортных средств. Их вред пока продолжают изучать, но, как показали предыдущие исследования, воздействие некоторых антипиренов на основе фосфорорганических эфиров сказывается на репродуктивной системе, исходе родов и риске развитии рака. Например, трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат связан с негативными последствиями для здоровья, включая снижение фертильности, изменение функции гормонов щитовидной железы и возникновение онкопатологий.
По результатам анализов ученые обнаружили как минимум в одном пробоотборнике 17 различных огнестойких веществ, среди них — шесть типов бромированных антипиренов. Самым распространенным оказался 2,4,6-трибромфенол: его выявили в 22% зимних и 43% летних проб. В большинстве случаев исследователи находили фосфорорганические антипирены, по меньше мере 12 таких соединений присутствовали в одном образце.
Четыре типа фосфорорганических антипиренов выявили более чем в 60% проб как в зимний, так и в летний период: триэтилфосфат, триизобутилфосфат, три-н-бутилфосфат и трис(1-хлор-2-пропил)фосфат. Именно летом более чем в 58% образцов нашли два дополнительных фосфорорганических антипирена: трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат и трифенилфосфат.
Помимо этого, летние концентрации некоторых таких замедлителей огня были значительно выше, чем зимние: повышение температуры окружающей среды на градус приводило к росту концентрации три-н-бутилфосфата и трис(1-хлор-2-пропил)фосфата в среднем на 12%. По мнению авторов статьи, эти данные указывают на то, что температура играет важную роль в степени выделения огнестойких химикатов внутри салона.
Уровни обнаруженных антипиренов не зависели от марки, модели, года либо страны выпуска автомобиля. Однако концентрации трис(1-хлор-2-пропил)фосфата и три-н-бутилфосфат были значительно ниже в машинах с полностью электрическими двигателями по сравнению с ДВС: и зимой, и летом уровни первого химического вещества оказались примерно в шесть раз ниже в электромобилях, а второго — в три раза ниже.
Гибридные авто в этом плане тоже проигрывали. Но ученые подчеркнули, что наблюдаемые ими тенденции по типам двигателей могут искажаться в зависимости от марки машины.
Исследователи провели дополнительные анализы пены из сидений и пришли к выводу, что присутствие некоторых антипиренов в пенопласте способствует повышению их уровней в воздухе внутри машин. Хотя, конечно, в случае того же трис(1-хлор-2-пропил)фосфата сиденья не единственный источник. Аналогичную роль могут играть подголовники, обшивка крыши, внутренняя обивка, различные компоненты из пенополистирола.
Несмотря на небольшой размер выборки и другие ограничения, американские и канадские ученые отметили, что они первыми рассмотрели связь между антипиренами в пенопласте автомобильных сидений и их уровнями в воздухе внутри салона.
До сих пор личные автомобили оставались недостаточно изученным источником таких огнезащитных компонентов, хотя многие жители мегаполисов постоянно ездят на машинах, возят в них детей в школы или детсады. В США среднестатистический водитель проводит за рулем по 55 минут в день. Учитывая доказанную или потенциальную канцерогенность антипиренов, необходимы более подробные исследования этой важной темы.
Подытоживая, авторы научной работы рекомендовали водителям контролировать температуру в салоне, чаще открывать окна и парковаться в гараже либо в тени, а не на солнце, чтобы ограничить воздействие антипиренов. Однако наибольшего эффекта можно добиться, если производители значительного сократят количество используемых огнезащитных веществ.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
Новый подход к быстрому поиску жизни может однозначно обнаруживать ее всего одним инструментом. Он уже есть на борту обоих действующих американских марсоходов. Правда, NASA может не захотеть воспользоваться этой возможностью.
Чтобы понять, как именно мозг объединяет разные сенсорные сигналы, ученые проверили реакцию добровольцев на простые визуальные и слуховые стимулы, отслеживая изменения в движении точек на экране и в звуковых сигналах с помощью ЭЭГ. Результаты показали, что за обработку информации ответственны разные процессы, которые «сходятся» в едином механизме в решающий момент.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Новый подход к быстрому поиску жизни может однозначно обнаруживать ее всего одним инструментом. Он уже есть на борту обоих действующих американских марсоходов. Правда, NASA может не захотеть воспользоваться этой возможностью.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии