Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
5 октября
Анна Новиковская

В поисках падали грифы могут облететь восемь стран

5.0

Грифы — известные путешественники среди пернатых, но раньше ученые даже не подозревали, насколько огромные расстояния они пролетают в поисках падали. С помощью специальных GPS-меток им удалось отследить перемещения нескольких птиц и выяснить, что всего за неделю полета они способны преодолеть свыше тысячи километров.

Хотя полет грифа не выглядит особо быстрым, при необходимости эти птицы способны часами оставаться в воздухе и пролетать десятки километров / © wikipedia.org

Падаль не так просто найти даже в изобилующей жизнью саванне, и африканские грифы вынуждены пролетать огромные расстояния, выглядывая подходящую тушу с воздуха. Благодаря широким крыльям они мастерски используют восходящие потоки и часами кружат над землей, надеясь обнаружить остатки львиной трапезы или труп погибшего от болезни животного.

Хотя грифы не особо интересны африканским охотникам (но те иногда все же добывают их, используя для практик вуду), их численность продолжает стремительно сокращаться. Международный союз охраны природы уже признал этот вид находящимся на грани исчезновения. Основные причины столь печального положения этой птицы — уничтожение среды обитания, гибель на линиях электропередач и отравление различными химикатами, используемыми в сельском хозяйстве.

Чтобы понять, насколько далеко может улетать гриф в поисках пищи и, соответственно, каким рискам подвергается, ученые закрепили GPS-метки на 26 птицах, чтобы отследить их перемещения. Результаты оказались поразительными: один из грифов за неделю ухитрился преодолеть свыше 1200 километров, посетив сразу восемь африканских стран — от Демократической Республики Конго на севере до Южно-Африканской Республики на юге.

Ученые также выяснили, что хотя грифы проводят больше половины времени — около 64 процентов — на охраняемых территориях, в поисках пищи они часто улетают за пределы национальных парков, но избегают районов, где отмечено наибольшее скопление стад домашних животных. По-видимому, грифы не рассматривают крупный рогатый скот в качестве источника пищи или, что вероятнее, избегают появляться в местах с высокой плотностью населения, даже если это означает дополнительные поиски. За месяц сухого сезона птица способна пролетать до 3000 километров, но в сезон дождей этот показатель снижается до 2251 километра.

Вместе с другими падальщиками, такими как марабу, грифы играют важную роль «чистильщиков саванны» / © stock.adobe.com

Несмотря на такую мобильность, грифы всегда возвращаются в одно и то же место на период выращивания потомство. Так что, невзирая на совершаемые отдельными птицами путешествия, популяции грифов остаются практически изолированными друг от друга.

Теперь ученым предстоит отметить наиболее важные для кормления грифов регионы, чтобы принять там дополнительные меры по их охране. Поскольку эти птицы обычно кормятся большими группами, даже одна туша, содержащая, к примеру, противовоспалительный препарат диклофенак (он не опасен для копытных животных, но смертелен для птиц), может привести к массовым смертям среди грифов.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Biogeography.