05.10.2021
27 174

В Японии зарегистрировали случаи заражения ранее неизвестным ортонайровирусом

6.1

Японские ученые описали случаи заражения новым вирусом Йезо — возбудителем острого заболевания, сопровождающегося лихорадкой, лейкопенией, лимфоцитопенией и тромбоцитопенией.

Вирус Йезо
Вирус Йезо — разновидность ортонаировируса — передается к человеку через клещей и вызывает лихорадку и другие симптомы / © Фумихиро Кодама и др., Nature Communications

Японские ученые из Университета Хоккайдо совместно с коллегами из городской больницы Саппоро, больницы Красного Креста в Нагаоке, Центра инфекционных заболеваний при Институте общественного здравоохранения, Национального института инфекционных болезней Университета Нагасаки, а также Ливерпульского университета (Великобритания) сообщили об обнаружении неизвестного ортонайровируса, способного передаваться к людям через укусы клещей, вызывать различные симптомы типа лихорадки, снижать уровень тромбоцитов и лейкоцитов в крови и провоцировать нарушения в печени.

Как рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, вирус получил название Йезо (YEZV). Начиная с 2014 года им заразились минимум семь человек, смертельных исходов не зафиксировали. Так, в мае 2019-го в больницу Саппоро — пятого по величине японского города — поступил 41-летний мужчина с температурой в 39 °C, болью в ногах и потерей аппетита. Во время прогулки в лесу его укусило членистоногое — судя по всему, клещ.

«Лабораторные тесты выявили лейкопению (снижение количества лейкоцитов) и лимфоцитопению (падение уровня лимфоцитов), тромбоцитопению, а также значительно повышенные уровни ферментов аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактозодегидрогеназы и белка ферритина. Компьютерная томография грудной клетки, брюшной полости и таза с контрастом показала результаты, соответствующие жировой болезни печени без аномального увеличения органа», — пишут ученые.

Лихорадка и другие симптомы постепенно исчезли, через 15 дней пациента выписали без каких-либо осложнений. Тогда анализы не выявили наличие у него известных науке вирусов, разносчиками которых выступают клещи: так, сыворотка, собранная на пятый и 19-й день с момента укуса, была отрицательной на антитела IgM и IgG к болезни Лайма, вирусу клещевого энцефалита, возвратной лихорадке (B. miyamotoi) и так далее.

Слева направо: самец и самка Haemaphysalis megaspinosa, самец и самка Ixodes ovatus, а также самец и самка Ixodes persulcatus / © Рё Накао, лаборатория паразитологии факультета ветеринарной медицины Университета Хоккайдо

Но через год с аналогичными симптомами и после укуса членистоногого в медучреждение госпитализировали еще одного 59-летнего японца, который перед этим совершил пеший поход на гору недалеко от Саппоро. Как показал анализ вирусов, выделенных из образцов крови обоих больных, перед учеными оказался новый ортонайровирус из рода Orthonairovirus порядка Bunyavirales, к которым принадлежат в том числе возбудители конго-крымской геморрагической лихорадки, болезни Найроби и лихорадки Дугбе. Инфекции, передающиеся после укусов клещей, иногда вызывают фебрильные заболевания со смертельным исходом у людей и других животных. Новый патоген больше всего близок к вирусу Сулина из Румынии и вирусу Тамды, выявленному в Узбекистане и Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая несколько лет назад.

После этого исследователи решили перепроверить образцы крови пациентов местных больниц, у которых в последние годы после встречи с клещами проявлялись аналогичные вирусу Йезо симптомы. Выяснилось, что этим же заболеванием страдали еще пять человек, а у четверых из них были боррелии — бактерии семейства Spirochaetaceae порядка спирохет.

Скрининг образцов, собранных у диких животных в Хоккайдо с 2010 по 2020 год, обнаружил антитела к новому вирусу у местных оленей и енотов, а РНК Йезо нашли у трех основных видов клещей на острове: Haemaphysalis megaspinosa, Ixodes ovatus и Ixodes persulcatus. По мнению авторов работы, именно эти паукообразные выступили переносчиками. «Все случаи заражения вирусом Йезо, которые нам на сегодня известны, не спровоцировали летальных исходов, но есть вероятность, что болезнь будет обнаружена и за пределами Хоккайдо, поэтому нужно срочно расследовать ее распространение», — предупредили ученые.