Увеличение миндалевидного тела связали с ПТСР

Увеличение миндалевидного тела связали с ПТСР

Корреляция пока справедлива только для ветеранов боевых действий с черепно-мозговой травмой.

Американские ученые из Калифорнийского и Стэнфордского университетов провели сканирование ветеранов боевых действий при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Они заметили, что у тех, кто страдал от черепно-мозговой травмы и ПТСР, объем миндалевидного тела оказался больше. Результаты опубликованы в журнале Journal of Head Trauma Rehabilitation.

Миндалевидное тело, или миндалина — область мозга, находящаяся под корой больших полушарий, в белом веществе височной доли. Их две — по одной на каждое из полушарий. Главная функция миндалин — формирование эмоций. Чаще всего ее связывают с тревожным поведением и неприятными эмоциями от боли. В базолатеральных комплексах миндалин происходит обработка условного рефлекса страха.

По словам одного из авторов Минсьона Хуана (Mingxiong Huang), предыдущие исследования посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) демонстрировали снижение объема миндалевидного тела у людей, переносящих его. Новая работа показывает иной механизм.

Ученые отобрали 89 ветеранов боевых действий. У 29 из них наблюдали как черепно-мозговую травму, так и ПТСР. Остальные 60, страдавшие только от черепно-мозговой травмы, послужили контрольной группой. Сканирование с использованием МРТ показало объем миндалин у каждого из добровольцев.

Для отражения объема миндалевидного тела ученые использовали показатель процентного отношения ко всему объему мозга человека. Средний размер правой миндалины у участников экспериментальной группы составил 0,122 процента от общего объема, у ветеранов из контрольной — 0,115 процента. Средний размер левой миндалины у первых — 0,118 процента, у вторых — 0,112 процента.

Авторы отмечают, что речь не идет о причинно-следственных связях, только о корреляции. Рассказывает физиолог Дуглас Чанг (Douglas Chang), который тоже участвовал в исследовании:

«Миндалевидное тело связано с обработкой восприятия угроз и эмоциональным откликом на них. Больший объем может быть признаком гиперреактивности этой зоны и увеличенной нейронной сети. Однако мы не знаем, пытается ли мозг таким образом справиться с ПТСР или расширение вызывает симптомы».

Черепно-мозговая травма и ПТСР сопровождаются общими симптомами: депрессией, тревожностью, бессонницей, усталостью и ослаблением концентрации. Их изучение продолжается до сих пор, пока сложно сказать, какое именно воздействие они оказывают на мозг по отдельности и вместе. Сейчас авторы предполагают, что ПТСР может приводить к росту нейронных связей в миндалине (так происходит у некоторых животных), но для проверки гипотезы потребуются дальнейшие исследования с участием людей, у которых расстройство вызвано не боевыми действиями.

Вместе с миндалевидным телом специалисты измеряли и другие области мозга — гиппокамп, переднюю поясную извилину и кору головного мозга, — но в этих областях они не выявили корреляции.

Ранее анестезия помогла избавиться от травмирующих воспоминаний. Международная группа ученых из США и Испании провела эксперимент с пациентами, которым предстояла операция с использованием анестезии. Результат показал, что если напомнить пациентам об истории прямо перед процедурой, то память о ней ухудшится на следующий день.