Определен белок, регулирующий тревожное поведение

Определен белок, регулирующий тревожное поведение

Ученые полагают, что он может привести к созданию препаратов с целенаправленным действием без побочных эффектов.

Исследователи из Института экспериментальной медицины им. Макса Планка (Германия) в эксперименте на мышах показали, что блокирование одного белка в ингибиторных синапсах может снять тревожность. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Под тревожным расстройством понимают группу психических заболеваний, которые характеризуются устойчивой тревогой и страхом, не связанными с определенными объектами. Эти состояния могут вызывать физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение и дрожь. Известно, что такая реакция происходит вследствие повышенной активности нейронов в миндалевидном теле головного мозга. Эта область ответственна в том числе за формирование страха. Сегодня существуют препараты, способные снизить активность нейронов, такие как бензодиазепины. Они воздействуют на ингибиторные синапсы, которые вызывают тормозной постсинаптический потенциал. Проблема в том, что их влияние распространяется не только на ингибиторные синапсы нейронов миндалевидного тела, из-за чего возникают побочные действия — потеря концентрации и седативный эффект. Новое исследование показало, что, воздействуя всего на один белок, можно избежать нежелательных результатов.

Авторы проводили эксперименты на грызунах. Здоровые мыши, попадая в новую клетку, начинают ее обследовать. Их сородичи с тревожным фенотипом забиваются в угол и не выходят оттуда. Биологи блокировали у них белок IgSF9b, который открыли в 2013 году, и отслеживали изменения в поведении. О результатах рассказала работница института Ольга Бабаева:

«Блокирование IgSF9b у патологически тревожных мышей оказывает анксиолитическое действие и нормализует их поведение. Этот белок может стать мишенью в новых фармакологических методах лечения тревожного расстройства».

Схематическое изображение работы IgSF9b / ©Nature Communications

При этом авторы отметили, что эффект, по-видимому, влияет только на ингибиторные синапсы в миндалевидном теле. Это дает надежду на то, что будущие препараты лишатся недостатков существующих.

Нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы провели опыты на мышах и выделили нейроны, которые вызывают длительную боль, побуждая организм ухаживать за раной. Это не те же самые нейроны, которые заставляют отстраняться от причиняющего боль объекта.

Согласно новому исследованию, относительная влажность воздуха от 40 до 60 процентов в помещении способна затруднить трансмиссию SARS-CoV-2. Однако ученые предупреждают, что вирус все еще может передаваться контактным путем и сохраняется на поверхностях предметов.