30 марта
19 514

Ученые узнали о причинах долголетия попугаев

5.2

Международная команда исследователей показала, что одна из причин долгой жизни попугаев — их большой мозг, который помогает лучше адаптироваться в природе.

Ученые узнали о причинах долголетия попугаев / ©Getty images

Попугаи известны замечательными когнитивными способностями и исключительно долгой жизнью. Некоторые из них способны доживать в неволе даже до рекордных 80-90 лет (по человеческим меркам это можно сравнить с несколькими веками). Загадка подобного долголетия многие годы не давала покоя ученым.

В 2018 году исследователи из Университета Карнеги — Меллона и Орегонского университета здоровья и науки (США) провели генетический анализ попугая, относящегося к виду синелобый амазон, и сравнили полученные результаты с ДНК 30 других видов птиц. Они выяснили, что в ДНК попугаев присутствуют гены, стимулирующие активность теломеразы — фермента, который обуславливает число делений клетки, прежде чем та умирает. Этот процесс связан со старением организма: условно говоря, если теломеры будут восполняться вечно, клеточная структура может стать бессмертной.

В новом исследовании ученые из Института поведения животных Макса Планка (Германия), Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (Нидерланды), университетов штат Нью-Мексико (США), Южной Дании (Дания), Летбриджа (Канада) и других научных организаций подошли к вопросу продолжительности жизни попугаев с другого ракурса. Свои выводы они представили журнале Proceedings of the Royal Society B.

Авторы работы оценили продолжительность жизни 133 818 особей попугаев, относящихся к 244 видам. Данные взяли из записей более чем тысячи зоопарков. Анализ выявил удивительное разнообразие ожидаемой продолжительности жизни этих птиц. В среднем от двух лет для фигового попугая и до 30 лет — для алого ара. Важно понимать, что 30 лет — рубеж, который крайне редко встречается для пернатых такого размера. Обычно до него доживают лишь очень крупные виды птиц.

Затем команда задалась вопросом, влияют ли когнитивные способности попугаев на их долголетие. Исследователи рассмотрели две гипотезы. Они предположили, что наличие относительно большого мозга помогает этим птицам жить дольше: чем умнее животное, тем лучше оно решает проблемы, которые возникают перед ним в дикой природе. Вторая идея заключалась в том, что большой мозг долго растет, а для этого процесса нужна продолжительная жизнь.

После этого ученые проверили каждую гипотезу при помощи имеющихся данных и моделирования. Верной оказалась первая: попугаи с большим мозгом лучше решают возникающие перед ними задачи в природе, что и позволяет жить дольше. В будущем команда намерена изучить, влияют ли на долголетие этих птиц социальность и способность к обучению.