Ученые предложили делать лекарства из янтаря — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые предложили делать лекарства из янтаря

3.9

Исследователи определили соединения в янтаре, которые оказывают терапевтический эффект. По их словам, это объясняет, почему балтийский янтарь раньше считался лечебным, а также открывает новые способы использования окаменевшей смолы в медицине.

Балтийский янтарь / ©Коннор Макдермот

На протяжении веков жители Прибалтики использовали древний янтарь в лечебных целях. Теперь исследователи точно определили соединения, которые помогают объяснить терапевтический эффект балтийского янтаря. В будущем это может привести к созданию новых лекарств, которые будут бороться с устойчивыми к антибиотикам инфекциями. Результаты работы представили на весеннем заседании Американского химического общества (ACS).

«Из предыдущих исследований мы знали, что в балтийском янтаре есть вещества, которые можно использовать в разработке антибиотиков. Но эту тему до сих пор подробно не изучали», — рассказала говорит Элизабет Эмброуз, руководитель работы. Она вместе с командой из Университета Миннесоты проанализировала образцы балтийского янтаря — купленные и собранные самостоятельно.

Исследователи сделали из застывшей смолы порошок, а затем смешали его с растворителями. После они отфильтровали, концентрировали и проанализировали экстракт янтарного порошка методом газовой хроматографии-масс-спектрометрии (ГХ/МС).

В итоге ученые выявили десятки соединений. Самыми интересными оказались абиетиновая, дегидроабиетиновая и палустровая кислоты — органические соединения с известной биологической активностью. Такие соединения трудно очистить, поэтому исследователи купили чистые образцы и отправили их на анализ, где проверили их активность против девяти видов бактерий. В том числе устойчивых к антибиотикам. «Самое важное то, что эти соединения активны против грамположительных бактерий, таких как некоторые штаммы золотистого стафилококка, но не против грамотрицательных», — отметили биологи.

В следующем опыте ученые собрали смолу сциадопитиса, которая по свойствам напоминает сырье для балтийского янтаря. Из нее извлекли молекулы, которые теоретически можно преобразовать в соединения, найденные ранее. И сделать потенциальные лекарства более доступными.

«Мы рады продвигаться в этом направлении. Абиетиновые кислоты и их производные — потенциальный источник новых лекарств. Они могут пригодиться для лечения инфекций, вызванных грамположительными бактериями, которые становятся все более устойчивыми к известным антибиотикам», — подытожили ученые.

Век Международной космической станции официально подходит к концу. Российское правительство планирует сообщить партнерам о выходе из выработавшего свой ресурс проекта и сосредоточиться на создании национальной орбитальной станции.

Студия научных визуализаций NASA опубликовала ролик, в котором демонстрируется, как система из двух черных дыр будет выглядеть со стороны. Такие впечатляющие видео создаются не только с просветительской целью, они важны для понимания наблюдаемых учеными астрономических явлений.

Группа ученых из России изучила роль двухцепочечных фрагментов РНК в процессе ее созревания. Было показано, что взаимодействие между удаленными участками РНК может регулировать процессы созревания информационных молекул РНК.