06.08.2020

Ученые оценили энергопотребление «медленных» бактерий из глубин Земли

5.5

Наша планета заселена на глубину нескольких километров, хотя местные жители вынуждены обходиться чрезвычайно скудными ресурсами и на всем экономить: по новым подсчетам, эти бактерии потребляют в 50 квинтиллионов раз меньше энергии, чем средний человек.

©Ave Calvar

Микроорганизмы, населяющие глубокие недра Земли, оказались способны существовать, используя такие малые количества энергии, которые до сих пор считались чересчур низкими, чтобы поддерживать жизнь. Все это «ставит вопросы об энергетических пределах живого», пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances, Джеймс Брэдли (James Bradley) из Лондонского университета королевы Марии и его соавторы.

В последние десятилетия биологи обнаруживают экзотических микробов на глубине в километры ниже поверхности Земли. В условиях крайней ограниченности ресурсов их метаболизм замедлен, хотя общая биомасса этих бактерий, по оценкам ученых, может быть сопоставима с совокупной биомассой микроорганизмов самого океана. Однако существование их невероятно неторопливо и сравнимо с состоянием гибернации для обитателей поверхности.

По словам авторов новой работы, основу жизнедеятельности микробов, населяющих глубины ниже океанского дна, обеспечивает окисление органических соединений, падающих сюда сверху. Ученые смоделировали потоки веществ и энергии, учли данные о численности местных бактерий — и выяснили, что эти клетки потребляют невероятно мало. Если энергообмен человеческого организма авторы сравнивают с потреблением средних размеров бытового вентилятора или лампы накаливания (порядка 100 Вт), то типичная «глубинная» бактерия — в 50 миллиардов миллиардов раз меньше.

Считается, что в нашем теле содержится около 30 миллиардов клеток, а значит, в пересчете на клетку их потребление примерно в миллиард раз меньше нашего. Все это делает местную жизнь невероятно медленной. Развитие и деление клеток здесь может происходить на протяжении не часов и дней, а тысяч, сотен тысяч, а возможно — и миллионов лет.