Ученые обнаружили микробов, живущих глубоко в земной коре, ниже океанского дна — Naked Science

Ученые обнаружили микробов, живущих глубоко в земной коре, ниже океанского дна

5.2

Керны, поднятые с глубины в сотни метров ниже дна Индийского океана, оказались полны микроорганизмами, которые приспособились к жизни в экстремальных условиях.

Срез поднятого из-под океанского дна образца
Срез поднятого из-под океанского дна образца / ©Frieder Klein, WHOI

Какой бы хрупкой ни казалась жизнь, иногда она проявляет поразительную стойкость и адаптируется к выживанию в самых невероятных условиях. Археи и бактерии встречаются в горячих соляных источниках и глубоко под поверхностью планеты. А недавно команда Вирджинии Эдгкомб (Virginia Edgcomb) из Океанографического института в Вудс-Хоуле обнаружила микробов и в толще океанской коры, намного ниже дна. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

Американские и китайские исследователи собрали и проанализировали керны Западно-Индийского хребта, который проходит по юго-западу Индийского океана, у самой южной оконечности Африки, и переходит в подводные горы Атлантики. В этой области поднимающаяся из недр магма выталкивает наверх и массы литосферы, облегчая доступ к ней. Исследователи нашли подходящий участок дна, расположенный всего в 700 метрах ниже уровня воды, провели бурение и получили образцы с глубин вплоть до 800 метров.

На этой глубине обнаружилось немногочисленное, но весьма разнообразное сообщество микробов, способное выживать в невероятно тяжелых условиях. Численность клеток не превышала 2000 на кубический сантиметр породы, но среди них удалось определить, в частности, экстремофильных цианобактерий Chroococcidiopsis, а также бактерий рода Pseudomonas, известных универсальностью и гибкостью своего энергетического метаболизма.

Схема бурения океанского дна Западно-Индийского хребта / ©Li et al., 2020

Авторы отмечают, что микробы, населяющие подобные негостеприимные и скудные ниши, как правило, автотрофны и способны самостоятельно производить органические соединения из неорганических — как это делают растения, но с участием других механизмов вместо фотосинтеза. Однако найденные в этот раз бактерии далеко не так самодостаточны, многие из них зависят от органики, поступающей извне. По-видимому, они питаются редкими останками, проникающими на глубину вместе с водой, которая просачивается сквозь микроскопические трещины.

В результате эти «глубинные» микробы могут играть значительную роль в обороте органического углерода в масштабах целой планеты. «Если оценить объем “глубинной” биосферы, в том числе океанской коры, то даже несмотря на крайне медленно протекающий метаболизм, в сумме она спсособна вовлекать в оборот огромные количества углерода», — говорит Вирджиния Эдгкомб.