Традиционный отвар индейцев Амазонки стимулировал формирование нейронов — Naked Science
Мария Кривоченко

Традиционный отвар индейцев Амазонки стимулировал формирование нейронов

3.9

Ученые выяснили, что диметилтриптамин, содержащийся в ритуальном напитке аяуаска, способствует появлению новых нейронов в гиппокампе и улучшает память и пространственное обучение.

Аяуаска / ©ayahuaska.club

Исследование провела команда из Университета Компульсенте в Мадриде, Испания. Ученые взяли группу лабораторных мышей и проверили, как диметилтриптамин (ДМТ), влияет на их поведение и непосредственно на клетки мозга. Результаты работы опубликованы в журнале Translational Psychiatry.

В первом эксперименте биологи взяли стволовые клетки из субгранулярной зоны гиппокампа мышей и поместили их в культуральные планшеты. Спустя неделю клетки в емкостях образовали нейросферы, и ученые начали обрабатывать их ДМТ — некоторые сферы предварительно обработали антагонистами рецепторов, связывающих ДМТ, такими как ритансерин и метитепин. Затем команда оценила скорость деления клеток.

Результаты показали, что диметилтриптамин увеличил количество и диаметр нейросфер, образованных из стволовых клеток гиппокампа. В свою очередь, обработка антагонистами серотониновых и дофаминовых рецепторов снижала или вовсе блокировала эффект.

В следующих опытах мыши получали внутрибрюшные инъекции ДМТ или ДМТ в комбинации с антагонистами в течение четырех или 21 дня. Также в начале эксперимента животным ввели бромдезоксиуридин, чтобы пометить пролиферирующие клетки для будущих исследований. После курса инъекций часть грызунов препарировали и оценили количество новых нейронов. За оставшимися мышами наблюдали, чтобы проверить, как изменилось их поведение.

Эксперимент подтвердил, что диметилтриптамин ускоряет образование нейронов и нейроглиальных клеток: астроцитов и олигодендроцитов. Кроме того, небольшие дозы ДМТ улучшили обучаемость и когнитивные способности животных.

«Исследование показывает, что ДМТ способен активировать нервные стволовые клетки и формировать новые нейроны», — подытожил Хосе Анхель Моралес-Гарсиа, сотрудник отделения клеточной биологии Университета Компульсенте и один из авторов работы.

По словам ученых, соединение можно будет использовать для лечения пациентов с психиатрическими и неврологическими расстройствами, включая нейродегенеративные заболевания. Серьезной проблемой применения лекарства на основе ДМТ может стать галлюциногенный эффект, который вызывает соединение за счет активации 5-HT2A рецепторов. Но биологи считают, что с этим можно будет справиться, используя антагонисты.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.

В Японии провели церемонию спуска на воду фрегата типа Mogami. В перспективе страна намерена построить несколько десятков таких кораблей.