Прошли испытания вакцины от гриппа, полученной из ГМ-табака — Naked Science
09.11.2020

Прошли испытания вакцины от гриппа, полученной из ГМ-табака

3.8

Первая вакцина от сезонного гриппа, произведенная с помощью ГМ-растений, успешно прошла клинические испытания на добровольцах.

ГМ-растения табака N. benthamiana в лаборатории
ГМ-растения табака N. benthamiana в лаборатории / ©Tregoning, 2020

Новая вакцина против гриппа успешно прошла III фазу клинических испытаний. В отличие от всех остальных аналогов, препарат впервые получен с помощью генно-модифицированных растений. Отчет о его тестировании опубликован в журнале The Lancet.

Вирусологам приходится ежегодно определять новые штаммы гриппа, способные вызвать очередную пандемию, и изготавливать новые вакцины, содержащие ослабленные частицы вирусов или их фрагменты. Для массового производства чаще всего используют куриные яйца, заражая их гриппом и затем выделяя из них нужные белки. Нередко «под нож» идут и другие животные, включая акул.

Новый, более гуманный и потенциально удобный подход разрабатывается фармацевтической компанией Medicago в Канаде. Ученые используют растения австралийского табака Nicotiana benthamiana, в которые искусственно внесены отдельные гены вирусных белков.

«Табачная» вакцина, разработанная против штаммов гриппа, которые циркулировали в сезоне 2017-2018 годов, была испытана более чем на 10 тысячах взрослых (от 18 до 64 лет) добровольцев из стран Евразии и Северной Америки. Авторы заключили, что препарат обеспечивает «в целом тот же» уровень защиты от развития болезни, что и обычные вакцины.

На следующем этапе в испытаниях участвовали почти 13 тысяч пожилых добровольцев старше 65 лет. Как и можно было ожидать, иммунный ответ у них оказался слабее, однако достаточно заметен для того, чтобы организм лучше справлялся с гриппом, — и снова «вполне на уровне» стандартных препаратов.

Работе канадских ученых посвящен и обзор, опубликованный в том же номере The Lancet инфекционистом из Имперского колледжа Лондона Джоном Трегонингом (John Tregoning). «Область произведенных в растениях вакцин совершила заметный прогресс с тех пор, как 28 лет назад в растениях впервые удалось синтезировать вирусные белки, — пишет ученый. — Теперь впервые полученная таким путем вакцина испытана на людях. Это важная веха для технологии».