Анна Новиковская
34 555

Ученые намылили комаров до смерти — и безопасно для человека

4.6

Новая технология не только не дает комарам кусать людей, но и со временем убивает. Все это происходит за счет остроумного использования простых физических эффектов.

Намыленный комар теряет способность дышать и погибает / © Depositphotos / Автор: Plinia Abito

Борьба с комарами остается исключительно серьезной проблемой для современных людей. Будучи от природы отличными охотниками, Homo sapiens довольно легко справляются с хищниками любой величины или слонами, поэтому жертвы от таких животных малочисленны. Комары, напротив, убивают как минимум миллион человек в год (перенося малярию, денге и другие болезни) без особого вреда для своих популяций. Только в одном 1934 году в СССР, например, малярией заболели 9,4 миллиона человек. По некоторым расчетам, из 110 миллиардов когда-либо живших людей комары убили около 50 миллиардов (большинство жертв — дети), что делает их самыми опасными животными в человеческой истории.

В XX веке произошел серьезный перелом в борьбе с комарами: ДДТ позволил избавить от малярии и денге даже такие крупные страны, как США или СССР (в последнем — только от малярии). Однако затем, в силу эффективной пиар-кампании без научных обоснований, ДДТ запретили. Хотя он никогда не убил ни одного человека, а отказ от него привел к большому росту смертности «комариными» болезнями, сделать тут ничего нельзя: медийный портрет ДДТ ужасен, а значит, каким бы он ни был в реальности, возврата к его использованию не случится.

Итоги уже заметны: помимо роста заболеваемости в тропических странах, и развитые государства становятся жертвами «комариных болезней». К примеру, в Соединенные Штаты Америки вернулась денге, которой не было полвека, а от одной случайной вспышки лихорадки Западного Нила погибли десятки человек. Попытки заменить его другими инсектицидами имели весьма умеренный успех. Во-первых, они менее эффективны по соотношению цены и качества, во-вторых, если на поверхность, опрысканную ДДТ, комары не будут садиться месяцами, то с другими инсектицидами эффект проходит уже через недели.

В такой ситуации весьма важно создавать новые средства против комаров, и группа японских исследователей предложила весьма оригинальный способ борьбы с кровососами. Они расширили предложенную в 2020 году технологию использования силиконового масла для смачивания комариных ног (это должно было мешать насекомым приземляться на людей и кусать их), сосредоточившись на использовании поверхностно-активных веществ (ПАВ) для увлажнения тел и крыльев комаров и изменения их поведения в полете.

ПАВ широко используют в косметике и чистящих средствах для растворения различных веществ, и многие из них абсолютно безопасны для человека, но отнюдь не так безвредны для комаров. Убедившись, что распыление на комаров воды не приводит к нужному эффекту (те просто стряхивали с себя капли и летели дальше), исследователи добавили в воду ПАВ, после чего тут же увидели эффект: смоченные раствором насекомые падали на землю и не могли лететь дальше.

Затем ученые проверили, как их раствор влияет на жизнеспособность комара, если попасть им на тело насекомого — и результат оказался еще более впечатляющим. Раствор с ПАВ не только смертельно утяжелял летящего комара, заставляя его падать на землю, но и закупоривал особые отверстия — дыхальца, через которые организм насекомых снабжается кислородом.

ПАВ оказались довольно эффективны против комаров / © KaoJapan

Что особенно привлекательно, в отличие от большинства инсектицидов, ПАВ не воздействуют на организм комара изнутри, так что едва ли насекомые смогут выработать к ним устойчивость. По словам авторов исследования, о котором сообщило издание New Atlas, новый способ позволит эффективно и безопасно бороться с кровососущими насекомыми.

До финальной реализации, впрочем, еще длинный путь. Защищаться от комаров можно будет спреем с ПАВ, однако перед этим предстоит доказать безопасность его применения в больших масштабах.