Самцы и самки мышей по-разному реагируют на голодание — Naked Science
24.03.2020
София Жаботинская

Самцы и самки мышей по-разному реагируют на голодание

3.7

Опыты ученых из Сиднейского университета показали, что пост может быть более полезным именно для женского организма.

мышь
Самкам мышей голодание пошло на пользу / The Economist

Эксперименты на грызунах показали, что особи разного пола неодинаково реагируют на отсутствие пищи на физиологическом уровне. Так, во время короткого «поста» самки мышей накопили больше жира в печени — но при этом расходовали его эффективнее, чем самцы. Статья об этом опубликована в издании The Journal of Physiology.

Многие специалисты считают пост и похожие практики пищевого воздержания полезными для здоровья. Однако данные о том, от каких именно продуктов и как надолго стоит отказываться разным категориям людей, являются дискуссионными. Исследователи из Сиднейского университета провели исследование, в котором выяснили важный аспект голодания, связанный с полом.

Ученые заставляли мышей голодать на протяжении шести часов каждую ночь в течение четырех недель. В ходе экспериментов они фиксировали изменения, происходившие в организме грызунов. В некоторых аспектах самки и самцы реагировали на отсутствие пищи одинаково. В частности, это касалось увеличивающегося потребления пищи после голодания и изменения размеров печени.

Ключевое гендерное различие касалось накопления и утилизации жира в печени. Спустя четыре недели регулярных голоданий самки накопили больше жира в печени, однако впоследствии эффективнее использовали «запасы». В частности, у них более активно шел процесс липогенеза — превращения ацетил-КоА в жирные кислоты для последующего запасания энергии в форме липидов. Кроме того, у самок после каждого шестичасового голодания наблюдался более низкий уровень инсулина натощак.

По мнению ученых, это позволяет говорить о том, что пост более полезен для женского здоровья и влияет на вероятность развития диабета, хронической гипертонии и болезней почек. Кроме того, результаты работы подчеркивают внутривидовое метаболическое неравенство между полами. Исследователи подчеркивают, что эти данные указывают на необходимость включения представителей разного пола в подобные исследования.

Ранее ученые из австралийского Университета Данди показали, что голод заставляет людей принимать невыгодные решения, а их коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Франциско выяснили, что растяжение стенок кишечника снижает аппетит.