Мыши вернулись из космоса с поврежденной печенью — Naked Science
21.04.2016

Мыши вернулись из космоса с поврежденной печенью

Американские ученые обнаружили, что мыши, совершившие полет в космос на борту шаттла «Атлантис», вернулись с ранними признаками повреждения печени. Грызуны провели в космосе всего 13,5 суток.

4626062138_4d0d148b43_o

Исследование специалистов из медицинского центра при университете штата Колорадо опубликовано в журнале Plos One. Кратко о нем сообщает Phys.org. «До этого эксперимента у нас не было практически никакой информации о влиянии космических полетов на печень, – говорит ведущий автор исследования Карен Йоншер. – Мы знали только, что астронавты часто возвращались на Землю с симптомами, типичными для диабета, но они, как правило, быстро проходили».

Авторы работы изучили образцы печени мышей, которые провели 13,5 дней на борту американского шаттла «Атлантис» (Atlantis) во время его последнего полета в космос в 2011 году. Выяснилось, что после возвращения на Землю в организме грызунов активировались клетки, которые потенциально могут привести к появлению рубцов, способных вызвать повреждение органа. Кроме того, у мышей-«астронавтов» увеличилось количество жира в печени и снизилась концентрация витамина А.

«Мы увидели ранние признаки повреждения печени после 13,5 дней, проведенных в космосе. Мыши также потеряли мышечную массу», – говорит Карен Йоншер. По словам ученых, обычно фиброз (уплотнение соединительной ткани с появлением рубцовых изменений в различных органах) развивается у мышей на протяжении многих месяцев или даже лет при приеме жирной и вредной пищи.

В дальнейшем ученые намерены изучить организм мышей после нескольких месяцев их пребывания в космосе. По предположению исследователей, возможно, существуют компенсаторные механизмы, способные защитить организм от серьезных повреждений.

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.

Уже в 2024 году Россия может полностью прекратить эксплуатацию межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь». Ее место займет «Ярс».