Обнаружена новая мишень для разработки терапии фиброза печени — Naked Science
Сколтех

Обнаружена новая мишень для разработки терапии фиброза печени

4.7

Ученые из России и Италии изучили новый клеточный механизм, препятствующий развитию фиброза печени. Роль белка GILZ в развитии заболевания была исследована на мышах и подтверждена на клинических образцах.

Патология печени под микроскопом / ©Getty images

Результаты работы опубликованы в журнале Cell Death & Disease и могут использоваться при разработке терапии фиброза печени у человека. При фиброзе происходит разрастание соединительной ткани и снижение функциональной активности печени. Причиной фиброза может быть вирусная инфекция, алкогольная интоксикация, аутоиммунное воспаление и другие заболевания печени.

При отсутствии лечения фиброз часто приводит к циррозу печени и летальному исходу. В развитии фиброза большую роль играют воспалительные процессы – сложные каскады взаимодействия клеток иммунной системы, регулируемые на молекулярном уровне. Поэтому для лечения фиброза необходимо понимать молекулярные процессы, лежащие в основе их возникновения и развития.

Cамые распространенные противовоспалительные агенты – глюкокортикоиды – активно используются в медицине, например, при терапии аутоиммунных заболеваний. Однако в случае фиброза печени глюкокортикоидная терапия приводит к серьезным побочным эффектам.

В своем исследовании ученые из Сколтеха, Университета Перуджи (Италия) и Университета Флоренции (Италия) изучали белок GILZ, экспрессия которого приводит к изменениям клеточных процессов, аналогичным в случае применения глюкокортикоидов. Сначала ученые проводили эксперименты на мышиной модели фиброза печени (на мышах, у которых искусственно вызван фиброз печени).

У такой мыши выключали ген, кодирующий GILZ, и наблюдали, что фиброз развивается активнее. Предположение о влиянии GILZ на развитие фиброза проверили на данных об экспрессии генов пациентов с фиброзом печени и подтвердили, что у таких людей снижена выработка белка GILZ. Новые данные позволяют считать GILZ перспективной мишенью для лекарств, которые могут помочь при фиброзе печени.

«Важно, что данные, полученные нами на мышах, коррелируют с клиническими данными для человека. Очень часто результаты, полученные на модельных объектах, даже млекопитающих, потом не подтверждаются в клинической практике. Сейчас мы можем рассчитывать, что воздействие на сигнальный путь, в который вовлечен белок GILZ, может быть использовано при лечении воспалительных заболеваний печени человека» – рассказывает профессор Центра наук о жизни Сколтеха Тимофей Зацепин.

Сколтех