• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
13.07.2021, 11:57
Мария Азарова
2
11,2 тыс

Преобладание ферментированных продуктов в рационе признали полезным для здоровья

❋ 5.9

Стэнфордское исследование показало, что диета, в которой преобладают ферментированные продукты, повышает разнообразие микробиома кишечника и снижает уровни белков воспаления в организме взрослых людей.

Квашеная капуста
Квашеная капуста — старинное русское ферментированное блюдо, богатое клетчаткой, витаминами (А, С, К, группы В) и макроэлементами (железо, магний, кальций) / © WikiFood / Автор: Caristania Fabricius

Микробиом кишечника — совокупность микроорганизмов, бактерий, вирусов, простейших и грибов, а также их коллективный генетический материал, присутствующий в желудочно-кишечном тракте. Это все играет важную роль в усвоении питательных веществ и минералов, синтезе ферментов, витаминов и аминокислот и производстве короткоцепочечных жирных кислот. Побочные продукты ферментации ацетат, пропионат и бутират необходимы здоровому кишечнику и обеспечивают энергией эпителиальные клетки, повышают целостность эпителиального барьера, а также отвечают за иммуномодуляцию и защиту от патогенов. 

Ученые продолжают изучать функцию микробиома кишечника и его роль в здоровье и метаболизме. Так, известно, что за микробиоту отвечает в том числе питание. Исследователи из Стэнфордской школы медицины (Калифорния, США) проверили, как два типа диеты, нацеленных на микробиоту, — с высоким содержанием растительной клетчатки или ферментированных продуктов — влияют на микробиом и иммунную систему здоровых взрослых. В то время как богатый клетчаткой рацион связан с более низким уровнем смертности, потребление ферментированных продуктов (подвергнутых воздействию различных видов бактерий и получивших новые вкусовые качества и полезные свойства) помогает в поддержании веса и может снизить риск развития диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты работы опубликованы в журнале Cell.

В клиническом исследовании 36 участников случайным образом распределили на две группы по 18 человек: первая десять недель придерживалась диеты, которая включала в основном ферментированные продукты (к ним относят йогурты, кефир, творог, кимчи и другие обработанные таким способом овощи, а еще рассолы и чайный гриб). В рационе второй группы преобладала пища с высоким содержанием клетчатки. 

Затем авторы работы анализировали образцы крови и стула: их собирали за три недели до старта эксперимента, во время и спустя четыре недели после, когда испытуемые вернулись к привычному образу жизни.

Результаты показали, что диета с высоким содержанием ферментированных продуктов увеличила разнообразие кишечных микробов, причем максимальный эффект наблюдали именно от больших порций. Четыре типа иммунных клеток показали меньшую активацию у всех участников первой группы. Уровни 19 воспалительных белков, измеренные по образцам крови, также снизились: один из них — провоспалительный цитокин интерлейкин-6 связан с такими состояниями, как ревматоидный артрит, диабет второго типа и хронический стресс.

Во второй группе, где делали упор на клетчатку (бобовые, семена, цельнозерновые, орехи, овощи и фрукты), уровни воспалительных белков остались прежними, как и в среднем разнообразие кишечных микробов. «Мы думали, что повышенное содержание клетчатки даст более положительный эффект и повысит разнообразие микробиоты, — рассказала Эрика Зонненбург, старший научный сотрудник в области фундаментальных наук о жизни, микробиологии и иммунологии. — Но оказалось, лишь активного потребления клетчатки на протяжении короткого периода времени недостаточно».

К тому же у испытуемых из второй группы обнаружили повышенное содержание углеводных ферментов (гликанов) в образцах стула — это указывает на неполное разложение клетчатки кишечными микробами. «Возможно, более продолжительное вмешательство помогло бы микробиоте адекватно адаптироваться к активному потреблению клетчатки, — добавила Зонненбург. — В качестве альтернативы мы предлагаем бактерии, которые повлияли бы на способность микробиоты расщеплять углеводы».

То, что диета с преобладанием ферментированных продуктов помогла повысить общее микробное разнообразие кишечника, назвали потрясающим результатом — и одним из первых примеров того, как простое изменение рациона способно регулировать микробиом здоровых взрослых людей. «Диеты, нацеленные на микробиоту, могут изменить иммунный статус и предоставить многообещающий путь снижение уровня воспаления», — подытожил Кристофер Гарднер из Стэнфордской школы медицины. В дальнейшем авторы работы хотят провести исследование на грызунах и, в частности, изучить молекулярные механизмы, посредством которых рацион изменяет микробиом и снижает уровень воспалительных белков.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

9 августа, 10:53
Редакция Naked Science

Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

9 августа, 10:53
Редакция Naked Science

Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
Кимчи слишком острая на мой вкус. Острые продукты сформировались как ответ на отсутствие канализации, кипяченой воды и прочие проблемы антисанитарии в средние века в Азии. Сейчас же нет таких проблем с антисанитарией в основном.
Вот и девиз для противопрививочников: "Квашенная капуста (50-70 гр. в сутки) + соленый огурец предохраняют от ковида!")))