38 352

Биологи подсчитали численность всех муравьев на Земле

4.7

Ученые впервые дали строго обоснованную оценку числа и массы муравьев, живущих на нашей планете. Цифры получились астрономические: десятки триллионов насекомых и десятки миллионов тонн.

©Brad Smith

Внимание людей неизменно привлекают большие и эффектные существа: киты и тигры, акулы и динозавры… Но в масштабах целых экосистем и всей биосферы Земли куда более важную роль играют крошечные создания: грибы, черви, насекомые, планктон. Мы редко замечаем муравьев, которые непрерывно копошатся у нас под ногами. Тем временем они перекапывают почву, способствуя ее аэрации, помогают распространению семян растений, утилизации мертвой органики и разложению древесины, регулируют численность вредителей и выполняют множество других полезных дел.

Чтобы в точности понять вклад муравьев в биологические процессы, нужно как минимум знать их количество. Такие оценки давали и натуралисты прошлого, и современные биологи, но лишь приблизительно, «на глазок», без строгого научного подхода. Первую такую работу ученые провели лишь теперь, получив по-настоящему астрономические цифры. Их статья опубликована в журнале PNAS.

Сегодня известно почти 16 тысяч видов муравьев, они обитают на всех континентах, помимо Антарктиды, и почти в любых экосистемах суши. Чтобы оценить общее число особей, Патрик Шультейс (Patrick Schultheiss) и его коллеги из Гонконгского университета собрали около 12 тысяч исследований, посвященных муравьиным популяциям в разных регионах мира. Из них отобрали 489 работ, содержавших точные, правильно полученные сведения о численности.

Экстраполировав эти данные на всю планету, ученые показали, что всего на планете живет не менее 20 квадриллионов муравьев — 20 миллионов миллиардов насекомых, — в разы больше прошлых оценок. В пересчете на углерод их общая масса достигает 12 миллионов тонн. Это больше, чем биомасса всех диких млекопитающих и птиц, вместе взятых, и около 20 процентов биомассы человечества. Стоит заметить, что на углерод приходится около половины сухого веса среднего муравья.

Кроме того, авторы исследования рассмотрели количество муравьев, населяющих разные экосистемы Земли. Как и можно было ожидать, наиболее многочисленны они в жарком климате, в тропиках, причем разница с холодными регионами может достигать шести раз. Помимо этого, особенно широко муравьи представлены в лесах и засушливых равнинах, а вот в условиях искусственных ландшафтов их число сравнительно невелико. Это указывает на важность сохранения естественной природной среды для поддержания нормального состояния и численности этих полезных насекомых.