2 172

Биологи узнали, почему белые медведи не скользят

4.4

Подушки лап у белых медведей усеяны микроскопическими бугорками. Они повышают сцепление с поверхностью, помогая им меньше скользить по льду и снегу.

©Bering Land Bridge National Preserve

Естественная среда обитания белых медведей — бесконечные снега и льды Арктики, холодная вода ее морей. И эти животные великолепно приспособлены к местным суровым условиям жизни. Достаточно вспомнить их густую шерсть, которая сохраняет тепло настолько эффективно, что на ее основе ученые разработали инфракрасный камуфляж. Еще одну адаптацию белых медведей к жизни на севере обнаружили ученые из американского Университета Акрон. Их статья опубликована в The Journal of the Royal Society Interface.

До сих пор Натаниэль Орндорф (Nathaniel Orndorf) и его коллеги исследовали гекконов. Эти крошечные ящерицы способны бегать по стенам и даже по потолку, «прилипая» к поверхности за счет множества крошечных волосков на подушечках лапок. Поэтому ученые задумались, каким же образом белые медведи не скользят по снегу и льду, по которыми постоянно передвигаются.

«Рифление» на подушечках лап белых медведей / ©Orndorf et al., 2022

Для этого они провели микрофотосъемку подушечек лап разных видов медведей — белых, бурых, черных (барибалов), а также малайских, которые не видят ни снега, ни льда никогда в жизни. Сравнив их поверхности, ученые заметили, что у всех медведей, помимо малайских, на лапах есть микроскопические бугорки, делающие их слегка «рифлеными». При этом у белых медведей высота бугорков оказалась больше, чем у остальных. С помощью 3D-принтера авторы статьи распечатали такие структуры из эластичного полимера. В лабораторных экспериментах они сравнили их сцепление со снегом, показав, что подушечки белых медведей демонстрируют максимально высокое трение.

Это рифление может быть особенно важным с учетом сравнительно небольшого «размера ноги» белых медведей. Относительно величины тела их лапы заметно меньше, чем у южных сородичей, что позволяет терять меньше тепла при контакте с холодной поверхностью. Но это затрудняет возможность захватывать опору, слегка сжимая лапу и погружая в нее когти, как это делают бурые и другие медведи. Поэтому бугорки на подушечках белых медведей могут иметь такое большое значение.