Палеонтологи описали древних птиц с огромным пальцем для ковыряния — Naked Science
12.07.2019

Палеонтологи описали древних птиц с огромным пальцем для ковыряния

Найденная в янтаре птичья лапка сохранила палец рекордной длины: будучи почти в полтора раза больше всей голени, она могла помогать в охоте на насекомых.

bird0

За последние годы Мьянма стала центром притяжения для всех охотников за древним янтарем — от коллекционеров до палеонтологов. Ученые обнаруживают в нем отлично сохранившиеся останки вымерших существ, одно удивительнее другого. Среди таких находок можно вспомнить лягушек эпохи динозавров и муравьев-вампиров, оперенный хвост рептилии или клеща, сохранившего кровь древнего млекопитающего.

Еще один любопытный образец был обнаружен в 2014 году в долине Хуконг (Hukawng). В глубине янтаря сохранилась лапка с удивительно длинными пальцами. Местные жители сочли, что она принадлежала мелкой рептилии, однако ученые сразу обратили внимание, что пальцев на ней не пять, как должно быть у пресмыкающихся, а только четыре, как у птиц. Новый анализ находки представлен в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Палеонтологи рассмотрели лапку в рентгене и составили ее трехмерную модель. Пальцы у нее действительно оказались необычайно длинными, один из них (третий) достигал 10 миллиметров в длину. Это на 40% длиннее соседнего пальца и на 20% длиннее, чем даже вся голень. Сравнив ее с конечностями более чем 80 современных и вымерших птиц, ученые подтвердили, что это рекорд и ни у одной из них нет пальцев такой величины. Датируются останки возрастом примерно 99 миллионов лет.

Образец и модель / ©Xing et al., 2019

Странная птица получила название Elektorornis chenguangi (родовое имя означает «янтарная птица», а видовое дано в честь обнаружившего образец искателя). На иллюстрации к статье можно увидеть реконструкцию ее облика. Впрочем, исходя из сохранившегося материала трудно сделать далекоидущие выводы. Нельзя даже с достоверностью сказать, для какой цели у птицы вырастал такой палец. Длинные цепкие пальцы характерны для лазающих животных, они помогают им удерживаться на деревьях. Возможно, он помогал ей выковыривать насекомых из древесной коры.

Прямо сейчас идет первый орбитальный полет, в котором частная компания вывела людей в космос на повторно использованном пилотируемом корабле. Его запустили при помощи повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9.

Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелого носителя, который хотели использовать для полетов на Луну. Ранее сообщалось, что в этом могут задействовать ракеты «Ангары-А5В» и «Союз-2.1а».