11.09.2017
Редакция Naked Science
4 246

В древнем янтаре нашли муравьев-вампиров, пронзавших жертву металлизированным рогом

Палеонтологи описали новый вид муравьев мелового периода – с парой острых лезвий на челюстях, укрепленным металлами рогом и склонностью к вампиризму.

buph-03_03-ant-end-2x

Группа ископаемых перепончатокрылых Sphecomyrminae существовала около 100 млн лет назад. Ни у одного из живущих муравьев не сохранилось такой анатомии челюсти с мандибулами – верхними челюстями, – вытянутыми во внушительные и острые лезвия. Таким был образец, найденный Филиппом Барденом (Phillip Barden) и его коллегами из Института технологий Нью-Джерси в Ньюарке в кусочке янтаря, датированном меловым периодом – примерно 98 млн лет тому назад. Описание нового вида Linguamyrmex vladi публикует журнал Systematic Entomology.

По словам авторов статьи, расположение щетинок вокруг ротового аппарата насекомого напоминает современных муравьев-одонтомахусов, мандибулы которых устроены как капканы, мгновенно и автоматически захлопывающиеся на жертве. Возможно, так действовали и «ротовые лезвия» L. vladi, срабатывая при стимулировании ротовых щетинок и поражая жертву движением вперед и вверх – туда, где их встречал мощный и острый рог.

Данные компьютерной томографии показали, что рог был усилен металлическими микрочастицами. И эта особенность уникальных муравьев сама по себе уже встречалась ученым – например, таким «армированным» рогом отличался открытый в 2016 г. другой представитель группы меловых Sphecomyrminae, «муравей-единорог». Судя по всему, включение микрокристаллов цинка и железа позволяло сделать основное оружие насекомого особенно прочным и выдерживать самые серьезные удары.

Все черты L. vladi по отдельности уже встречались специалистам, но такая комбинация попадается впервые. Помимо лезвий-мандибул и металлизированного рога, они могли являться даже кровососущими. Барден и его соавторы отмечают, что сложная форма челюстей может указывать на облегчение тока гемолимфы (аналога крови у насекомых) из пронзенной жертвы в ротовое отверстие. В том же образце янтаря ученые нашли и останки жука – быть может, жертву такого вампиризма.