04.04.2017
Редакция Naked Science

В янтаре найдена древнейшая кровь млекопитающих

Миллионы лет назад наших предков преследовали практически те же паразиты, что мешают нормальной жизни людей и сегодня.

t2_1

Две обезьяны, выискивающие друг у друга блох, и представить себе не могли, что их невинное занятие спустя миллионы лет так обрадует людей. Палеонтологи из Университета штата Орегон в янтаре возрастом около 20–30 миллионов лет обнаружили застывшие капли крови приматов. Это первые дошедшие до нас образцы крови млекопитающих такого возраста.

При этом красные кровяные тельца сохранились настолько хорошо, что ученые даже организовали их показ в лаборатории. Кроме того, исследователям выпал прекрасный шанс познакомиться поближе с паразитами, когда-то преследовавшими наших дальних родственников. Начнем с того, что сами капли крови появились в янтаре не просто так. Кто-то (ученые предполагают, что это была вторая обезьяна) содрал с кожи примата присосавшегося клеща и «запечатал» его в будущем янтаре, а тогда — просто липком соке.

Помимо клеток крови в каплях сохранились микроорганизмы, с которыми жили наши дальние родственники. Древняя обезьяна была заражена (или, во всяком случае, была переносчиком) бабезийпротистов из отряда пироплазмид, — возбудителей ряда заболеваний людей и крупного рогатого скота. Собственно, первая бабезия и описана была в 1888 году как возбудитель техасской лихорадки крупного рогатого скота.

Забальзамированные в янтаре клетки крови

«Окаменевшие клетки крови, зараженные этим паразитом, просто поражают», — говорит Джордж Пойнар-младший, автор исследования, почетный профессор факультета естественных наук Университета штата Орегон. Степень сохранности клеток и их паразитов оказалась впечатляющей – выглядели они, как живые. Бабезии имеют специфическую текстуру и плотность, а потому четко выделялись в красных кровяных клетках даже после естественного бальзамирования в янтаре.

Ископаемые бабезии оказались близкими родственниками ныне живущих паразитов. Это подтвердило предположение о том, что все представители семейства Babesiidae связаны единством происхождения. Кроме строения, схожим оказался и жизненный цикл, включающий в себя вереницу промежуточных хозяев, включая клещей.

В организме современного человека паразитирует Babesia microti, которая вызывает бабезиоз — болезнь, симптомами напоминающую малярию, иногда смертельную. Заражение родственным ей паразитом крупного рогатого скота приводит к техасской лихорадке, которая долгое время является головной болью многих скотоводческих стран. Только этой весной бабезия вызвала очередную вспышку заболевания в Техасе, которая привела к введению карантина на полумиллионе акров земли.

Окаменевшие бабезии показывают, что паразит живет вместе с нашими предками и нами с давних времен. «Этот паразит явно существовал многие миллионы лет до появления человека и развивался параллельно с приматами на других хозяевах», — заключает профессор Пойнар.