Орангутаны продемонстрировали способность воспринимать прошлое — Naked Science
16.11.2018
Редакция Naked Science

Орангутаны продемонстрировали способность воспринимать прошлое

Пока они единственные представители приматов, кроме человека, которые явно обладают этим умением.

Ученые из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) провели эксперимент с орангутанами в их естественной среде. Опыт показал, что эти приматы способны воспринимать прошлое и даже передавать сообщения о свершившихся событиях сородичам. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Мы не знаем, могут ли животные воспринимать прошлое как явление, которое сместилось на временной шкале относительно настоящего. Авторы называют такую способность смещенной отсылкой (displaced reference), которой обладают люди, реализовывая ее при помощи языка. Исследователи хотели узнать, есть ли похожее умение у нечеловекообразных обезьян, в частности орангутанов.

Для эксперимента авторы прибыли на остров Суматра — это естественное местообитание орангутанов. Суть опыта заключалась в следующем: несколько ученых накрылись плащами разных цветов (белым, пятнистым, узорчатым и имитирующим тигриную шкуру), а затем подобрались к деревьям, на которых находились семь матерей с детенышами.

Примеры окрасок / ©Science

Реакция последовала только на две окраски: тигриную и узорчатую. Из семи матерей лишь одна издала причмокивание — звук, ассоциирующийся с угрозой хищника — во время непосредственной опасности. Остальные дождались, пока «хищники» исчезнут из поля зрения, и ждали от семи до 20 минут, прежде чем воспроизвести предупреждение.

Ход эксперимента / ©Adriano R. Lameira

Один из участников эксперимента Адриано Рейс э Ламейра (Adriano Reis e Lameira) рассказал, как шел процесс:

«Внезапно самка замерла, схватила своего детеныша, испражнилась (признак стресса) и начала медленно карабкаться вверх по дереву. Она не издала ни звука. Спустя 20 минут после ухода «хищника» начала причмокивать и продолжала на протяжении часа».

По мнению авторов, эта задержка объясняется двумя причинами. Во-первых, самки пытаются защитить потомство и потому делают это тихо, не привлекая внимание хищника. Во-вторых, такими сигналами они обучают детенышей и сигнализируют о прошедшей угрозе, что соответствует смещенной отсылке.

Ранее биологи изучили инструментальную деятельность у орангутанов и обнаружили, что те при необходимости способны с легкостью изготовить крючок или снова выпрямить его.