10.07.2023

ИИ научился предсказывать материал строительства гнезда по форме клюва птицы

4.7

В отличие от нас, птицы орудуют в основном клювом. Его строение определяет возможности манипуляции разными предметами и то, из каких материалов птица возводит свое гнездо.

Гнездо белоголового орлана
Гнездо белоголового орлана / ©Jane Boursaw / Автор: Caristania Fabricius

Опираясь на размеры и анатомию конечностей приматов, ученые делают важные выводы об их поведении и орудийной деятельности. Гораздо реже авторы таких работ рассматривают остальных животных, особенно тех, которые пользуются для этого другими частями тела — будь то щупальца, челюсти или клюв. Такое исследование провели биологи из Бристольского университета, показав, что форма клюва птиц тесно связана с материалом, из которого те устраивают гнезда. Статья опубликована в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Сёко Сугасава (Shoko Sugasawa) и ее коллеги собрали информацию по 5924 видам современных птиц, включая параметры их тела, образ жизни, размеры и форму клюва, а также материалы гнезд: ветки, кусочки пуха и шерсти, стебли травы, листья, глина или другие связующие элементы. Кроме того, ученые учитывали экологический контекст существования птицы, который определяет доступность разных материалов.

Эти данные использовали для обучения нейронной сети с архитектурой «случайного леса». Подготовленный ИИ выявил сильную корреляцию между строением клюва и материалами строительства гнезд. Опираясь на данные о клюве, он смог предсказать конкретный набор материалов с точностью в 60 процентов, в некоторых случаях — до 97 процентов.

Теперь авторы планируют расширить свою модель, дополнив ее сведениями по материалам антропогенного происхождения, в том числе кусочкам пластмассы, проводам, сигаретным окуркам. Ученые надеются, что это позволит предсказывать, какие именно птицы чаще других приносят такие детали в свои гнезда и в результате подвергаются более сильному влиянию вредных продуктов их разложения.