18 января
4 237

Восстановление чувствительности к «гормону сытости» помогло в борьбе с ожирением

5.3

Страдающие ожирением мыши, которым давали соединение, позволяющее вернуть чувствительность к лептину, потеряли 25 процентов изначальной массы тела.

Ожирение
Ожирение — комплексное заболевание, связанное с избыточным количеством жира в организме / © Mark Lennihan, Associated Press

Коллектив ученых из университетов Мичигана, Колорадского и Вандербильта (Соединенные Штаты Америки) обнаружил, что ингибиторы цитозольного фермента под названием гистондеацетилаза 6, действующие как мощные усилители чувствительности к гормону лептину, помогают бороться с ожирением у мышей. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Metabolism.

Ожирение — бич XXI века и одна из наиболее острых проблем общественного здравоохранения, особенно в развитых странах. По подсчетам экспертов, двое из трех взрослых американцев имеют избыточный вес, каждый третий страдает ожирением. Эти показатели еще выше среди этнических меньшинств, сельского населения и людей с низким уровнем доходов. Риски для здоровья, связанные с переизбытком жира в организме, включают более высокую частоту сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, нескольких видов рака, гипертонии, высокого уровня холестерина, астмы, остеоартрита и заболеваний печени.

Как объясняют ученые, в процессе накопления избыточной энергии в виде жира у животных, включая мышей и людей, жировые клетки выделяют в кровоток больше лептина, который затем попадает в головной мозг. Этот «гормон сытости» позволяет контролировать энергетический баланс организма, посылая сигналы в гипоталамус, и в итоге регулировать аппетит при одновременном увеличении расхода энергии. Основная задача лептина — помощь в поддержании веса. Его содержание в организме напрямую связано с количеством жира: если человек набирает лишние килограммы, уровни гормона будут повышаться, и наоборот.

Парадокс в том, что страдающие ожирением, несмотря на гиперлептинемию, становятся устойчивыми к действию лептина: он перестает влиять на аппетит и расход энергии. В то же время, когда его уровни падают при снижении веса, мы можем начать чувствовать себя более голодными, и процесс похудения замедлится.

Открытие авторов нового исследования, проводивших эксперименты на мышах, в том, что они нашли способ сделать своих подопытных более чувствительными к лептину и в итоге начать терять вес. Грызунам с ожирением, вызванным потреблением пищи с высоким содержанием жиров, давали селективный ингибитор гистондеацетилазы 6, кодируемой геном HDAC6.

За несколько недель масса тела участников исследования из первой группы, в отличие от контрольной, снизилась почти на 25 процентов благодаря восстановлению чувствительности к лептину. Плюс в том, что потеря веса происходила почти полностью за счет жировой ткани и с сохранением мышц. Тощие мыши, которым давали то же соединение, не худели, как и толстые, организм которых не был генетически способен вырабатывать лептин. Из этого ученые сделали вывод, что для подавления HDAC6 и борьбы с ожирением изначально необходимы высокие уровни «гормона сытости».

«Наши результаты предполагают наличие адипокина, регулируемого HDAC6, который служит агентом, повышающим чувствительность к лептину. HDAC6 — потенциальная мишень для лечения ожирения», — объяснили ученые. Помимо похудения, у мышей наблюдали улучшение показателей общего метаболического здоровья: к примеру, у них повышалась толерантность к глюкозе, а это указывает на более низкий риск развития диабета.

Однако, по мнению исследователей, их результаты пока нельзя применять для лечения ожирения у людей. Проблема в том, что большинство сильнодействующих ингибиторов HDAC6 могут оказаться токсичными при разрушении части молекулы в организме человека. Чтобы устранить это препятствие, авторы работы создают ингибиторы HDAC, которые не имеют потенциально токсичной составляющей, но сохраняют все ту же активность против HDAC6 у грызунов.