15.02.2023
Анна Новиковская
1 649

Биологи предложили кенгуру «помочь» коровам справиться с их вкладом в глобальное потепление

5.5

Ученые обнаружили, что фекалии детенышей кенгуру могут быть полезны в борьбе с глобальным потеплением: содержащиеся в них бактерии сокращали выработку метана в искусственном коровьем желудке, что потенциально может сработать и на живых коровах.

В Австралии встретить на дороге кенгуру или корову можно одинаково часто / © stocksy.com

Метан — один из опаснейших парниковых газов: он примерно в 30 раз лучше углекислого газа удерживает тепло в атмосфере. Основной источник этого газа — сельское хозяйство, особенно жвачные животные, такие как овцы, коровы и козы, в пищеварительном тракте которых живет большое количество метанобразующих бактерий.

Чтобы замедлить глобальное потепление, но дать потребителям и дальше наслаждаться мясными продуктами, биологи шли на всевозможные ухищрения — от изменения рациона сельскохозяйственных животных до использования химических ингибиторов метана. Однако ни один из этих способов не был достаточно эффективен, и в конце концов ученые «обратились за помощью» к другим травоядным животным, в частности к кенгуру.

У этих сумчатых в пищеварительном тракте тоже живут бактерии, помогающие переваривать пищу, но конечный продукт их работы — не метан, а уксусная кислота. Правда, оказалось, что этот процесс в полной мере работает только у детенышей кенгуру, тогда как взрослые выделяют уже больше метана (пусть и не в таких количествах, как коровы).

Выделив культуру бактерий из фекалий кенгурят, ученые из Вашингтонского университета (США) использовали искусственный аналог коровьего желудка, чтобы проверить, как заражение бактериями кенгуру повлияет на выработку метана. Сначала популяцию метанобразующих бактерий в искусственном желудке снизили за счет добавления антибиотиков, а затем ввели в него уксуснокислые бактерии, которые в течение нескольких месяцев наблюдения не давали «старым хозяевам» поднять свою численность.

Молодые кенгуру начинают питаться травой задолго до того, как окончательно покинут материнскую сумку / © Pixabay

Культуру протестировали только в искусственном желудке, однако исследователи надеются в скором времени испытать ее и на живых коровах. Пока не известно, насколько эффективны окажутся уксуснокислые бактерии при переваривании пищи и как повлияют на общее здоровье животных. Но в случае успеха фермеры получат недорогую кормовую добавку, которая поможет снизить метановые выбросы их хозяйств.

Исследование опубликовано в журнале Biocatalysis and Agricultural Biotechnology.