08.04.2019
Редакция Naked Science

Исследование: пищевая добавка, встречающаяся во многих продуктах, подавляет иммунный ответ при борьбе с гриппом

Работа американских ученых показала, что пищевая добавка трет-бутилгидрохинон (tert-butylhydroquinone, tBHQ), встречающаяся во многих продуктах — от замороженного мяса до крекеров и жареной пищи, — подавляет иммунный ответ организма при борьбе с гриппом.

emmy-smith-187632

В дополнение к более тяжелым симптомам гриппа исследование обнаружило доказательства того, что влияние tBHQ может снизить эффективность вакцины против гриппа через ее воздействие на Т-клетки — жизненно важный компонент иммунной системы. Результаты работы и экспериментов на мышах представлены на ежегодном собрании Американского общества фармакологии и экспериментальной терапии (American Society for Pharmacology and Experimental Therapeutics).

По словам специалистов, выявленная связь может помочь объяснить, почему сезонный грипп продолжает представлять серьезную угрозу здоровью людей во всем мире. По оценкам экспертов, ежегодно 290 000 — 650 000 человек умирают от респираторных заболеваний, связанных с гриппом.

«Наши исследования показали, что мыши, получавшие tBHQ, демонстрировали ослабленный иммунный ответ на инфекцию гриппа. В нашей мышиной модели tBHQ подавлял функцию двух типов Т-клеток: клеток-помощников и клеток-киллеров. В итоге это привело к более серьезным симптомам во время последующей инфекции гриппа», — утверждает сотрудник Университете штата Мичиган Роберт Фриборн (Robert Freeborn).

Когда человек заражается вирусом гриппа, вспомогательные Т-клетки (helper T cells) направляют иммунную систему и помогают координировать соответствующий ответ, в то время как Т-клетки-убийцы выслеживают инфицированные клетки и выводят их из организма. В своих экспериментах исследователи обнаружили, что мыши, соблюдающие диету с добавлением tBHQ, медленнее активируют как вспомогательные Т-клетки, так и клетки-киллеры, что приводит к замедленному процессу избавления от вируса.

«Наша главная гипотеза в том, что tBHQ вызывает эти эффекты, активируя некоторые белки, которые, как известно, подавляют иммунную систему. Экспрессия этих белков CTLA-4 и IL-10 была усилена в двух разных моделях, которые мы используем в лаборатории. Однако нам требуется больше работы, чтобы определить, действительно ли активация этих супрессивных белков может считаться причиной действия tBHQ во время инфекционного заболевания», — говорит Фриборн.

Более того, когда мыши позже были повторно инфицированы другим вирусом, связанным с предыдущим штаммом гриппа, у тех животных, что находились на диете tBHQ, наблюдалось более продолжительное заболевание и потеря веса. По словам Фриборна, это говорит о том, что tBHQ нарушил «реакцию памяти», которая обычно запускает иммунную систему для борьбы со второй инфекцией. Так как «реакция памяти» считается центральной для работы вакцин, нарушение этой функции может потенциально снизить эффективность вакцины против гриппа. Как добавил Фриборн, Т-клетки участвуют в иммунном ответе на различные заболевания, поэтому tBHQ может играть роль и в других типах инфекционных заболеваний.

tBHQ — добавка, используемая для предотвращения порчи пищевых продуктов, ее максимально допустимая концентрация в еде — 200 к миллиону. Не ясно, сколько людей подвергаются воздействию tBHQ, хотя оценки, основанные на модельных диетах, позволяют предположить, что некоторые потребители в США едят почти вдвое больше максимально допустимого объема tBHQ, который определен Объединенным комитетом экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам, а люди в других частях света могут потреблять в 11 раз больше допустимой дозы. Уровень воздействия tBHQ в исследованиях группы Фриборна находится в пределах оценок воздействия на человека.

«Довольно трудно выяснить, употребляете ли вы tBHQ, так как эта добавка не всегда указывается на этикетках — зачастую она используется в приготовлении пищи: например, в масле, используемом для жарки чипсов. Лучший способ ограничить воздействие tBHQ –— разумно подходить к выбору еды. Поскольку tBHQ широко применяется для стабилизации жиров, диета с низким содержанием жиров и сокращение объема различных снеков помогут сократить потребление tBHQ», — говорит Фриборн.

Научная журналистка Шеннон Стирон в своей статье в журнале LONGREADS рассказывает о поисках следов темной энергии (о проекте DESI), тепловой смерти Вселенной и своем визите на телескоп Mayall в Китт-Пик.