12 мая
Анна Новиковская
2 444

Генетики обнаружили у диких бизонов гены домашних коров

5.5

Американские ученые выяснили, что все современные бизоны несут в своем геноме маленькие, но четко идентифицируемые участки ДНК, доставшиеся им от крупного рогатого скота. По-видимому, бизоны и домашние коровы неоднократно скрещивались друг с другом за последние двести лет, что стало последствием резкого сокращения популяции бизонов в начале XIX века.

Бифало — гибридов бизона и быка — часто разводят на мясо, а теперь выяснилось, что чистокровных бизонов в природе вовсе не осталось / ©commons.wikimedia.org

Впервые о том, что скрещивания с домашними коровами могут представлять угрозу генетическому наследию бизонов, заговорили еще в 1995 году, и с тех пор ситуация, к сожалению, не улучшилась. Недавно же вышедшая в Scientific Reports статья убедительно доказала, что все основные геномные линии современных бизонов не являются чистокровными, а все существующие на сегодня бизоны — гибриды изначального вида и различных пород домашнего скота.

Коллектив исследователей из Колледжа ветеринарной медицины и биомедицинских наук Техасского университета A&M провел сравнение последовательности геномов основных исторических линий бизонов (девятнадцати современных и шести музейных) с 1842 геномами домашних коров. Во всех проанализированных геномах бизонов ученые обнаружили следы гибридизации, то есть как минимум один из предков данного бизона не принадлежал к этому виду.

Полученные данные опровергают результаты этих же ученых, полученные 20 лет назад, в которых говорилось о нескольких генетически чистых стадах: теперь, имея в распоряжении более современные генетические технологии, те же исследователи показали, что даже «чистые» стада несут в себе следы гибридизации.

Карта с указанием популяций, из которых взяли генетические образцы. Круглыми метками обозначены современные популяции бизонов, треугольными — исторические, чей материал представлен музейными образцами. Зелеными метками обозначены популяции степного бизона, синими — лесного бизона, красными — смешанные. Пунктирной линией обозначен исторический ареал бизона / ©10.1038/s41598-022-09828-z

К сожалению, вряд ли бизоны могли избежать «генетического загрязнения»: их массовое истребление в США едва не поставило этих животных на грань полного исчезновения — когда бесконтрольная охота, сокращение доступных пастбищ и эпидемии инфекционных заболеваний снизили численность бизонов с нескольких миллионов до нескольких сотен. В результате единственными сохранившимися представителями вида в Северной Америке оказались полудомашние бизоны с частных ранчо, владельцы которых использовали диких зверей для улучшения качеств домашнего скота. Как итог — в 1870-х годах, когда началась программа по возрождению американского бизона, защитникам природы пришлось иметь дело исключительно с гибридами.

Полученные данные хоть и говорят о, предположительно, необратимой потере генетической самоидентичности бизона, все же открывают новые возможности для сохранения существующих животных. Поскольку основная проблема современных стад бизонов — низкое генетическое разнообразие, отсутствие «чистокровных» бизоньих популяций может позволить их более свободное скрещивание и, возможно, контролируемую гибридизацию с домашним скотом.