Какие профессии востребованы сегодня?
9 июня
Анна Новиковская
2 895

«Красивые» рифовые рыбки менее всего нуждаются в охране

3.5

Насколько связаны эстетические представления человека и охрана природы? Оказалось, диаметрально противоположно: те рыбки, которых люди находят более красивыми, реже всего оказываются в списках угрожаемых видов, тогда как «уродцам» повезло намного меньше.

Рыбка-мандаринка оказалась в числе «красавиц» / © exoticastore.it

Французские ученые решили узнать, как связаны эстетические представления человека о красивом и некрасивом с экологическим статусом примерно полутысячи видов тропических рыбок. Они опросили 13 тысяч человек, которым в онлайн-анкетах предложили оценить внешнюю привлекательность 481 вида рифовых рыб. Полученные данные использовали для обучения сверхточной нейронной сети. Затем она дополнительно оценила еще 4400 фотографий, на которых были изображены 2417 видов наиболее известных тропических рыб.

Объединив данные, полученные в результате онлайн-опроса и с помощью нейросети, исследователи обнаружили, что наиболее привлекательными люди считают ярких рыб с округлыми и симметричными телами. Большинство таких «красавиц» — виды, вызывающие наименьшие опасения, а вот среди «уродцев» немало видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Ученые объяснили закономерности привлекательности рыб особенностями активации нейронов в нашем мозгу: в частности, они связали эстетическую привлекательность ярких, симметричных и контрастно расцвеченных рыб с теорией, согласно которой мы находим красивыми стимулы, проще обрабатываемые нашим мозгом. Яркие пятна рыб-бабочек и контрастная расцветка рыб-ангелов — все это облегчало участникам эксперимента визуальное запоминание животного, что автоматически делало его привлекательнее в их глазах.

К сожалению, не все рыбки, обитающие в тропических морях, обладают столь приятными нашему глазу формами и расцветками: если, скажем, рыбы-бабочки почти поголовно оказались в числе «красавиц», то однотонно окрашенные трахиноты и горбыли с их вытянутой формой тела были записаны в число «уродцев». При этом, что примечательно, экономическая ценность «красивых» рыб сравнительно невелика и ограничена в основном туристическим и аквариумистическим бизнесом, тогда как среди «некрасивых» полным-полно ценных промысловых видов.

Скорпеновые рыбы, такие как этот синеротый окунь, были отнесены к числу «уродцев» / © ru.wikipedia.org

В совокупности полученные результаты демонстрируют, что эстетическое суждение об окружающем мире, основанное на особенностях функционирования мозга, может привести к сильной предвзятости в отношении к животным. Поскольку наше эмоциональное восприятие природы — один из основных факторов интереса к ней, эстетическая предвзятость может повлиять на решения в области исследования и сохранения рифовых рыб.

Подобный «эстетический перекос» уже выявили для австралийских млекопитающих, у которых наименее привлекательные виды (летучие мыши и грызуны) реже всего становились объектами исследований. У рифовых рыбок сложилась схожая ситуация: «уродливые» реже становятся объектами интереса экологов, их не так интенсивно защищают природоохранные организации, хотя многие из них нуждаются в охране куда больше «красавиц». Иными словами, ни в чем не повинные животные платят за собственную непривлекательность с точки зрения человека, и для некоторых видов «уродство» может стать причиной вымирания в ближайшем будущем.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.