22.03.2023
1 035

Экстремальная полигамия доводит морских слонов до ранней смерти

4.8

Самцы южных морских слонов могут набирать массу в несколько тонн. От этого зависят их положение в иерархии и репродуктивный успех: самые крупные секачи могут опекать многочисленные гаремы из десятков самок. Но набрать такой вес в море совсем непросто, и до взрослого возраста доживают лишь около половины молодых самцов.

©Hullwarren, Wikimedia Commons

Южные морские слоны Mirounga leonina — весьма крупные тюлени, обитающие в водах Антарктики и Субантарктики. Их самцы способны достигать почти шести метров в длину и набирать около четырех тонн веса. При этом самки не так велики и редко вырастают хотя бы до одной тонны. Такой ярко выраженный диморфизм связан с крайней полигамностью морских слонов.

В их стаях доминирующий самец-секач выступает полноправным хозяином огромного гарема, который может насчитывать до сотни самок. Высокого положения в иерархии самцы добиваются регулярными стычками, исход которых определяется размерами и массой противников. Кроме того, охраняя свой с трудом добытый гарем, секач вынужден подолгу оставаться на суше и голодать, полагаясь на запасы жира, накопленные во время кормежки в море.

Все это не проходит даром для самих самцов-доминант. Новое исследование, проведенное биологами из австралийского Университета Тасмании, показало, что с возрастом, по мере того как размеры самцов все сильнее превосходят самок, смертность среди них становится все выше. Об этом рассказывается в статье Софии Вольцке (Sophia Volzke) и ее коллег, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.

Ученые исследовали колонию южных морских слонов, обитающую на острове Маккуори на юге Тихого океана. Численность этих животных там составляет около 14 тысяч особей. При этом смертность среди самцов и самок в детском возрасте примерно одинакова. Но начиная с трех-шести лет, когда самцы начинают быстро набирать массу, они гибнут все чаще. До восьми лет доживает лишь около половины из них, тогда как выживаемость среди самок достигает 80 процентов.

София Вольцке и ее соавторы связывают это с необходимостью как можно быстрее набирать массу и, следовательно, обильно питаться. Их основную пищу составляют кальмары, рыба и криль. Поэтому самцы стремятся охотиться на мелководье, где добычи больше всего. В то же время там активнее действуют и другие хищники, весьма опасные для самих морских слонов, такие как полярные акулы и косатки. В результате взрослеющие самцы чаще становятся жертвами, тогда как самки держатся более безопасных вод.

Напомним, ранее ученые заявили, что полигамия опасна и для самцов нашего вида. Такой вид брака связан с повышенным уровнем стресса и, как следствие, может вести к развитию проблем с сердцем.