09.06.2023
Анна Новиковская
1 099

Клювоящеры стачивали зубы до смерти

5.5

Ринхозавры были одними из самых успешных растительноядных животных триасового периода. Однако британские исследователи обнаружили, что эти животные регулярно умирали от голода, стачивая зубы под корень.

В триасе ринхозавры были одними из самых многочисленных растительноядных рептилий / © Gabriel Ugueto / Автор: Telestis Scaevinius

Современные млекопитающие, достигая пожилого возраста, нередко умирают от голода из-за сточенных зубов, мешающих нормально питаться: например, это одна из главных причин гибели старых слонов, у которых к 70–75 годам изнашиваются последние зубы. У современных ящериц или крокодилов, чьи зубы постоянно сменяются до глубокой старости, такой проблемы обычно не возникает.

Однако исследователи из Бристольского университета (Великобритания) обнаружили, что не все рептилии избегали смерти от голода из-за сточенных зубов. Ученые изучили окаменелости найденных в Девоне ринхозавров, или «клювоящеров» — древних родственников крокодилов, птиц и динозавров, только растительноядных и живших во времена триасового периода, около 250–205 миллионов лет назад. Затем с помощью компьютерной томографии исследователи построили трехмерные модели черепов этих рептилий и проанализировали их.

Оказалось, у ринхозавров зубы сменялись как у современных слонов, а не как у большинства рептилий нашей эпохи: по мере износа новые зубы вырастали ближе к уголкам пасти, смещая старые вперед.

Ринхозавры процветали в течение всего триаса, играя экологическую роль современных антилоп: судя по обилию их окаменелостей, эти выносливые животные заселили все континенты и могли питаться как мягкими околоводными, так и жесткими пустынными растениями. Один из найденных черепов принадлежал особенно старому животному, и, хотя ученые не смогли определить, сколько ему было лет, на его челюстях почти не осталось следов зубов. Так что, скорее всего, этот ящер умер от голода.

Неудивительно, что у другой процветающей группы триасовых растительноядных — дицинодонтов, дальних родственников современных млекопитающих — зубы со временем попросту исчезли, и эти животные справлялись с жесткой пищей, размалывая ее об роговое покрытие челюстей. В отличие от зубов, рог регулярно обновляется и поддерживает ротовой аппарат работоспособным в течение всей жизни. Поэтому логично, что и среди современных рептилий одни из самых успешных вегетарианцев — черепахи, тоже обладающие беззубым «клювом».

Несмотря на свой успех в течение всего триаса, ринхозавры вымерли к окончанию этого периода. Пока ученые не знают, что конкретно их погубило. Но вполне возможно, что сыграли роль климатические изменения и смена земной растительности, а также конкуренция с более крупными и подвижными динозаврами.

Исследование опубликовано в журнале Palaeontology.