16 августа

Дельфины, как и люди, оказались подвержены замедлению метаболизма с возрастом

4.5

Американские ученые впервые измерили замедление метаболизма с возрастом у крупных видов морских млекопитающих. Оказалось, дельфины, как и человек, страдают от этой проблемы. Результаты исследования помогут пролить свет на факторы, которые лежат в основе возрастного набора веса у людей, вне зависимости от диеты и образа жизни.

Дельфины, как и люди, оказались подвержены замедлению метаболизма с возрастом / ©Getty images

Исследователи из Университета Дьюка (США) изучили десять дельфинов афалин в возрасте от десяти до 45 лет, проживающих в Центре исследования морских млекопитающих во Флориде и в Dolphin Quest на Гавайях. Свои выводы они представили в статье для Journal of Experimental Biology. Чтобы проверить уровень метаболизма у разновозрастных особей, ученые использовали тот же метод, что и для людей. Они предложили животным выпить определенное количество воды с добавлением тяжелых форм водорода и кислорода, а затем отследили, какое время потребовалось, чтобы организм избавился от жидкости.

Анализируя уровни тяжелого водорода и кислорода в крови и моче животных, исследователи смогли подсчитать, какое количество углекислого газа вырабатывают дельфины ежедневно и сколько калорий они сжигают. Выяснилось, что дельфины, как и люди, обладают ускоренным метаболизмом: и те, и другие теплокровны, и им необходимо много энергии для поддержания тепла.

Тем не менее, оказалось, что афалины сжигают на 17,1 процента меньше энергии ежедневно, чем ожидали исследователи для морских млекопитающих их размера. Кроме того, у них выявили некоторые признаки метаболического старения, характерные и для людей. Самые старые из изученных дельфинов — в возрасте от 40 лет — потребляли на 22-49 процентов меньше килокалорий ежедневно, чем ожидалось для их массы тела.

И, подобно тому, как это происходит у людей, большая часть этих килокалорий превращалась в жировые отложения, а не в мышцы. Таким образом, у дельфинов старше 40 лет процентное содержание жира в организме было в два с половиной раза выше, чем у их собратьев до 20 лет.

Такая картина наблюдалась не из-за отсутствия у животных физической нагрузки. Ведь дельфины — настоящие спортсмены: они способны очень высоко прыгать и быстро плавать. То же самое, кстати, они делали во время исследования. Потребление пищи, как измерили исследователи, у всех афалин также было в норме. Тем не менее метаболизм старых животных от этого не менялся. Полученные результаты помогут пролить свет на факторы, которые лежат в основе возрастного набора веса у людей, вне зависимости от диеты и образа жизни.