Бразильское дерево производит дождь из сладкого нектара — Naked Science
03.12.2019

Бразильское дерево производит дождь из сладкого нектара

Не самое крупное дерево гименея выделяет рекордные количества нектара — почти тонну за сезон цветения.

Летучая мышь-листонос у цветка Hymenaea cangaceira
Летучая мышь-листонос у цветка Hymenaea cangaceira / ©Arthur Domingos de Melo

Природу Бразилии мы привыкли представлять сплошным влажным лесом, однако больше 10 процентов ее территории на северо-западе занимает редколесье — Каатинга. Здесь нередки засухи и растения стараются беречь воду. Однако большое местное дерево семейства бобовых Hymenaea cangaceira ее не экономит: с декабря по март оно цветет и после заката раскрывает сотни цветов и выделяет нектар — в таких количествах, что он капает с них сладким дождем.

Необычное растение изучили Артур Домингос-де-Мело (Arthur Domingos de Melo) и его коллеги из бразильского Федерального университета Пернамбуку, статья которых опубликована в журнале ESA Ecology. Ученые подсчитали, что каждый цветок H. cangaceira производит до 1,5 миллилитра нектара за ночь, так что целое растение, распускающее за сезон в среднем 624 тысячи цветов, способно выдать за это время 920 литров нектара. Неудивительно, что он падает с дерева каплями.

Авторы подчеркивают, что такой необычный эффект прежде был известен лишь для одного-единственного растения, южноамериканского «хлопкового дерева» капок. Однако его производительность неудивительна: дерево растет в изобильных джунглях и достигает высоты 70 и более метров. В отличие от него, гименея живет в намного более сухих условиях и вырастает лишь до 10 метров.

Очевидно, в пересчете на размеры она вкладывает невероятно много ресурсов в свой нектар. Прежде всего ученые предположили, что это может быть важно для привлечения опылителей, которыми для H. cangaceira выступают рукокрылые. И действительно, хотя в составе нектара обнаружилось 38 различных пахучих веществ, большая часть запаха создается транс-циннамальдегидом и гамма-декалактоном, которые создают аромат корицы и гниющих фруктов, который так нравится летучим мышам.

Однако в Каатинге обитают почти сто видов рукокрылых, и заметная доля местных растений опыляется именно ими, причем без тех жертв, на какие идет гименея. Поэтому ученые выдвигают и другую гипотезу: увлажняя и обогащая почву под кроной дерева, нектар может стимулировать развитие корневой микрофлоры — симбиотических грибов, от союза с которыми во многом зависит выживание растения.