Биологический возраст можно снизить — Naked Science
Денис Гордеев

Биологический возраст можно снизить

Старение может повернуть вспять при регенерации вилочковой железы.

xoxt99tbugrowqbdviocvqogto1

Небольшое клиническое исследование в Калифорнии проводилось на девяти добровольцах, мужчинах в возрасте от 51 до 65 лет. В статье, опубликованной в журнале Aging Cell, показано, что эпигенетический возраст снизился после года приема «коктейля» из двух антидиабетических препаратов — дегидроэпиандростерона и метформина — и гормона роста.

Изначально исследование проводилось с целью изучения регенерации, иммунореставрации и уменьшения инсулина в вилочковой железе (тимусе). Ученые проверяли, можно ли безопасно использовать гормон роста у людей для восстановления ее тканей.

Тимус — расположенная между легкими и грудиной железа. Он обеспечивает эффективную работу иммунной системы. Белые кровяные тельца вырабатываются в костном мозге, а потом созревают в тимусе, где становятся специализированными Т-лимфоцитами, которые борются с инфекциями и опухолями. С возрастом тимус начинает уменьшаться и все больше забивается жирами.

Авторы анализировали образцы крови участников во время лечения и обнаружили «омоложение» ее клеток. Кроме того, МРТ, проведенная до начала исследования и после, показала, что у семи участников накопленный жир был заменен регенерированной тканью тимуса.

По окончании исследования возникла мысль проверить, повлияла ли терапия на эпигенетические часы участников. К сожалению, так как это обследование было сделано так поздно, результаты являются предварительными, потому что испытание было небольшим и не включало контрольную группу.

Понятие эпигенетических часов основано на отслеживании состояния эпигенома тела. Химические модификации, такие как метильные группы, маркируют ДНК. Структура этих меток изменяется в течение жизни и показывает биологический возраст человека, который может быть меньше или больше хронологического возраста.

«Я ожидал увидеть замедление бега времени, но не то, что оно повернет вспять», — говорит генетик Стив Хорват из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который провел эпигенетический анализ. У каждого участника испытания обнаружилось значительное изменение биологического возраста. В среднем участники эксперимента потеряли по два с половиной года. «Это говорит мне о том, что биологический эффект лечения был сильным», — уверен Хорват. У шести участников эффект сохранился на срок более полугода с момента завершения исследования.

Впрочем, рано говорить о каких-то достаточно прочных доказательных результатах. «Может быть, эффект есть», — говорит клеточный биолог Вольфганг Вагнер из Аахенского университета в Германии. «Но результаты не очень хорошие, потому что исследование очень маленькое и плохо контролируется».

Ученые проверят данные на больших и более сбалансированных по различным факторам выборках. Если данные подтвердятся, они могут иметь очень большое значения и использоваться в множестве областей медицины, от исследований рака и иммунной системы до борьбы со старением.

Операторы миссии InSight пришли к выводу, что продолжать попытки бурения марсианской поверхности бессмысленно. Бур с инструментами для измерения теплового потока из недр красной планеты не смог погрузиться достаточно глубоко из-за недостатка трения с почвой — она оказалась слишком комкующейся.