Биологи услышали «культурные революции» в песнях китов — Naked Science

Биологи услышали «культурные революции» в песнях китов

Сотни записей песен горбатых китов показали, что их звучание усложняется со временем и переживает «культурные революции» с резкой сменой «мелодии» на новую, простую и популярную.

kit0

Горбатые киты — существа мигрирующие, они проводят лето в полярных морях, нагуливая массу на богатых ресурсах криля, а к зиме преодолевают тысячи километров до экваториальных вод, где самки приносят детенышей. И все это время они активно общаются: их песни — едва ли не самые разнообразные и сложные среди всех китов. У разных популяций используются разные песни, понемногу меняясь с течением времени. Более того, биологи из австралийского Квинслендского университета показали, что они не просто меняются, а усложняются и проходят через «культурные революции». Об этом Дженни Аллен (Jenny Allen) и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

В самом деле, песни горбатых китов — один из ярчайших примеров существования «культур» у животных. Как и у нас, они передаются от популяции к популяции, смешиваются, распространяются и забываются. Ученые проследили, как в течение 2002-2014 годов менялись песни китов, мигрировавших через восточное побережье Австралии. В общей сложности были получены спектрограммы 412 песен 95 «исполнителей». Биологи оценили длительность каждой песни, вариативность ее «мелодии», количество повторов и тому подобное, подсчитав условную сложность. Оказалось, с течением времени этот показатель неуклонно увеличивается, год от года становясь все длиннее и разнообразнее.

При этом время от времени популяции китов проходят этап «культурной революции» с резкой сменой песни и началом «моды» на новую. Сперва она еще коротка и проста по структуре, но тоже усложняется со временем. Новая «мода» держится и развивается несколько лет, пока восточно-австралийские горбатые киты не услышат очередную мелодию, встречаясь с собратьями с запада. Ученые считают, что эти процессы связаны со стремлением каждого кита внести свои нотки в исполнение общей песни. Понемногу накапливая добавочные элементы, ее звучание меняется и усложняется. Это происходит вплоть до того момента, когда ее сменяет новая песня: ее мелодия еще не приобрела множество дополнений, она проста и легка в «усовершенствовании».

В российском космическом ведомстве проанализировали состояние «Звезды» и заявили об отсутствии проблем на пути к стыковке нового модуля. Если ничего не изменится, ее проведут 29 июля.