Бактерии сами подсказали ученым идею нового антибиотика — Naked Science
София Жаботинская

Бактерии сами подсказали ученым идею нового антибиотика

«Молекулярный арбалет» синегнойных палочек может стать основой для лекарств.

image

Ученые из Имперского колледжа Лондона обнаружили у бактерий Pseudomonas aeruginosa токсин, который можно использовать в качестве антибиотика. Статья об этом опубликована в журнале Cell Reports.

Развиваясь бок о бок в течение многих миллионов лет, микроорганизмы выработали огромное количество средств и стратегий для борьбы с конкурентами. Одним из таких средств стали системы секреции VI типа (T6SS). Это бактериальное оружие в прямом смысле слова, которое есть у многих грамотрицательных бактерий. T6SS работает как «молекулярный арбалет»: белковая «стрела» с наконечником в виде токсина выбрасывается из специального чехла на поверхности атакующей клетки и пробивает клеточную стенку «жертвы».

Ученые под руководством бактериолога Алена Филю исследовали белковый домен VgrG2b, который играет роль «наконечника» в системе T6SS у синегнойных палочек Pseudomonas aeruginosa. Анализ структуры токсина показал, что он является металлопептидазой — ферментом, разрушающим белки. Его мишень — клеточная стенка и мембрана клетки-жертвы, структуры, отвечающие за целостность клетки и ее защиту от внешних влияний.

Эффект, производимый VgrG2b, напоминает результат работы бета-лактамных антибиотиков — например, пенициллина. Эти антибиотики нарушают работу транс- и карбоксипептидаз — ферментов, обеспечивающих синтез пептидогликана, основного компонента клеточной стенки бактериальных клеток. Исследователи предполагают, что токсин синегнойных палочек можно использовать для создания новых антибиотиков, эффективных в том числе против мультирезистентных бактерий.

Схема работы «молекулярного арбалета». «Стрела» собирается внутри атакующей клетки, пробивает клеточную стенку клетки-мишени и высвобождает там токсины / © Researchgate

Прежде чем начинать разработку новых антибактериальных средств, ученым необходимо лучше понять, как работает VgrG2b. «Ясно, что его механизм действия отличается [от бета-лактамных антибиотиков]. Понимание и подробное описание молекулярных мишеней VgrG2b […] поможет в разработке новых препаратов», — подытоживает Томас Вуд, один из авторов работы.

Недавно выяснилось, что бактерии способны изменять форму, чтобы спастись от антибиотика, и могут выделять «феромоны» для простейших.

Компания Loon сворачивает проект по раздаче интернета жителям сельской местности и удаленных регионов. Одна из причин — его высокая стоимость.

Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полумифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.