12.10.2020
Мария Кривоченко
4 914

Активность нейронов показала, насколько люди уверены в своих решениях

4.2

Ученые выяснили, что активность некоторых клеток в височной доле мозга повышается, если мы уверены в сделанном выборе. Такую связь удалось выявить впервые.

Электроды, имплантированные в височные доли испытуемых / © Кристиан Баркерт
Электроды, имплантированные в височные доли испытуемых / © Кристиан Баркерт / Автор: Milonia Larcius

Группа ученых из Университетской больницы Бонна в Германии провела два эксперимента. Сначала испытуемым показывали продукт, например шоколадный батончик, и просили оценить, насколько сильно они хотели бы съесть его сейчас, и им давали наесться выбранным лакомством. Опыт повторили 20 раз. Затем приступали к следующему тесту: показывали фотографии двух продуктов и предлагали выбрать один. Респонденты должны были отметить, что им нравится больше, с помощью ползунка: чем ближе он был к одному из продуктов, тем сильнее они были уверены в своем решении. Таким образом проверили 190 пар различных закусок. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Current Biology.

В тестах участвовали 12 мужчин и женщин, все страдали тяжелой формой эпилепсии. Ранее им имплантировали внутричерепные электроды, которые точно определяют, активность какой области мозга нарушена. Они также показывают, как функционируют отдельные нейроны, поэтому ученые использовали их для проведения тестов. С помощью электродов они наблюдали, как работает мозг респондентов.

Чем дальше испытуемые перемещали ползунок, тем больше они были уверены в своем решении / © Эй Джей Морманн

Команда зафиксировала активность 830 нервных клеток в височной доле. «Мы обнаружили, что частота импульсов в некоторых нейронах менялась в зависимости от того, насколько испытуемые уверены в своем решении», — рассказал профессор Александр Унру-Пиньейро, один из авторов исследования.

Ученые смогли впервые наблюдать корреляцию между активностью нейронов и уверенностью в сделанном выборе. Также они доказали, что нейронная активность меняется вместе с реакцией респондента — и эта связь сохраняется до тех пор, пока выбор, перед которым стоит человек, актуален.

Исследователи отметили, что изученные нейроны находятся в области мозга, которая частично связана с памятью. Поэтому вполне возможно, что в дальнейшем мы запоминаем не только то, какое решение приняли, но и насколько были уверены в нем. «Такой процесс обучения может спасать нас от неправильного выбора в будущем», — добавил профессор Флориан Морманн, один из авторов работы.

Исследователи из Боннского университета рассказали, что изначально искали совершенно другой феномен — они собирались выяснить, какую роль височная доля играет в том, как мы оцениваем предметы при выборе. Ученые не смогли подтвердить связь субъективной оценки и активности нейронов, зато выяснили, что некоторые клетки мозга показывают, насколько человек уверен в принятом решении. «Этот факт удивил нас», — подытожил Морманн.