10.11.2023
Дарья Г.
13 368

Астрономы «избавили» Солнечную систему от столкновения с белым карликом-бродягой

3.2

Ученые изучили магнитное поле белого карлика, который, по прогнозам, должен сблизиться с Солнечной системой через 29 тысяч лет. Оказалось, необычный объект «обманул» измерительные приборы с помощью своего невероятно сильного магнитного поля.

белый карлик
Иллюстрация белого карлика в представлении художника / © Robert Lea / Автор: Михаил Григорьев

В 2022 году астрономы Вадим Бобылев и Аниса Байкова выявили в данных космического телескопа «Гайя» более 30 звезд, которые приближались к нашей системе в прошлом или подлетят в будущем на расстояние менее одного парсека (3,26 светового года), то есть ближе, чем альфа Центавра — ближайшая к нам звездная система.

Тремя «рекордсменами» оказались: GJ 710, которая подлетит к нам через 1,35 миллиона лет, HD 7977, приблизившаяся к Солнцу 2,83 миллиона лет назад, и белый карлик WD 0810-353. По данным «Гайи», встреча с последним произойдет всего через 29 тысяч лет, звезда подлетит к Солнечной системе на расстояние примерно в 31 тысячу астрономических единиц, то есть пересечет облако Оорта — часть нашей системы.

Облако Оорта — гипотетическая область Солнечной системы, в которой летает множество ледяных объектов со времен формирования системы. Оно расположено на расстоянии от 50 до 100 тысяч астрономических единиц. Ученые считают, что оттуда к нам прилетают долгопериодические кометы. Именно облако Оорта представляет главную опасность в случае сближения Солнечной системы с другими звездами.

Крайне маловероятно, что какая-то звезда столкнется с Солнцем. Но нет сомнений, что настолько массивный объект собьет с орбит мелкие составляющие облака Оорта и те «посыпятся дождем» на планеты Солнечной системы.

Поэтому ученые решили присмотреться к WD 0810-353 и перепроверить измерения от «Гайи», которые изначально показались астрономам подозрительными: спектральные данные не совпадали с ожидаемыми значениями для белого карлика.

В базе данных «Гайи» радиальную скорость — то, насколько быстро объект приближается к нам — высчитывали по спектру излучения. На этом этапе и возникла ошибка. У белого карлика WD 0810-353 очень сильное магнитное поле в 30 мегагауссов. Как объяснили авторы новой публикации, даже поле менее мегагаусса способно «расщепить» спектральные линии. И ученые не были уверены, что эффект сильного поля учитывался при расчетах по данным «Гайи».

«Расщепление» линий водорода под действием сильного магнитного поля, наложенное на спектр WD 0810-353 (слева). Инструмент FORS2 телескопа VLT (справа) / © Landstreet et al., ESO

Поэтому для нового исследования астрономы воспользовались спектрографом FORS2 телескопа VLT. Получив более точные данные спектра WD 0810-353, ученые смоделировали магнитное поле объекта и влияние этого поля на оценку радиальной скорости.

«Мы обнаружили, что скорость сближения, указанная в данных проекта „Гайя“, неверна, и предсказанное сближение WD0810-353 и Солнца на самом деле не произойдет. Более того, WD0810-353, вероятно, вообще не движется в сторону Солнца», — прокомментировал результаты соавтор исследования Стефано Бануло (Stefano Bagnulo), астроном из обсерватории Арма (Armagh Observatory & Planetarium, Великобритания).

Зато выяснилось, что WD0810-353 крайне интересен сам по себе как один из ближайших к нам белых карликов с сильным магнитным полем. Его возраст — около трех миллиардов лет, и он как раз входит в фазу охлаждения, когда на поверхности таких объектов появляются очень мощные магнитные поля. Поэтому авторы исследования, опубликованного в The Astrophysical Journal, призвали продолжить наблюдения.