04.12.2020
7 792

Туманность Скат стремительно исчезает со звездного неба

5.2

Телескоп «Хаббл» зафиксировал загадочное исчезновение самой молодой из известных туманностей.

Туманность Скат / ©Getty images

Статья международной группы ученых пока опубликована в базе препринтов arxiv.org. Но, судя по снимкам, сделанным при помощи космического телескопа «Хаббл», планетарная туманность Скат (Hen3-1357), которая находится в созвездии Жертвенника и считается самой молодой, действительно исчезает. Причем стремительно — по космическим меркам, разумеется.

Планетарные туманности — не что иное, как взрывы, «замедленные» во времени. Сначала они расширяются, а затем исчезают в течение десятков тысяч лет. Но телескоп зафиксировал исчезновение такой туманности всего за 20 лет. По сравнению со снимком 1996 года уже в 2016-м туманность стала более тусклой и уменьшилась в размерах, изменилась и ее форма, которая больше не напоминает ската.

Туманность Скат. Два снимка, сделанные с разницей в 20 лет. Слева – в 1996 году, справа – в 2016-м / ©phys.org

К тому же практически исчезли оттенки цвета морской волны и нитевидные структуры внешних областей. Газовые оболочки, окружающие центр туманности — белого карлика, — стали менее четкими, как и волнистые края. А яркость излучения кислорода упала почти в тысячу раз. Промежуточные значения этих изменений показывают и фотографии 2000 года. Подобные метаморфозы в таком «ускоренном» времени астрономы фиксируют впервые.

Конечно, некоторые изменения в туманностях обнаруживали и раньше, но не в таком фундаментальном масштабе. Кроме того, группу ученых, в которую вошли специалисты из Института астрофизики Андалусии (Испания) и Вашингтонского университета в Сиэтле (США), удивило то, что туманность не продолжила расширение, как это бывает обычно, а наоборот, начала резко «схлопываться».

Астрофизики связывают это с тем, что в своем центре она имеет не совсем обычную звезду — SAO 244567. Проведенные ранее исследования показали, что сначала температура этой звезды резко выросла менее чем с 40 тысяч до 108 тысяч градусов по Фаренгейту, а затем стала падать и испускать меньше ионизирующего излучения. Таким образом, и сам белый карлик подвергается очень быстрым изменениям. Ученые высказывают осторожные предположения, что, если процессы затухания продолжатся, туманность Скат вовсе исчезнет со звездного неба в течение следующих 20-30 лет.