Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ЛЭТИ разработали систему для распознавания типов и моделей дронов в воздухе
Ученые СПбГЭТУ «ЛЭТИ» создали программу для обнаружения и распознавания малозаметных летательных аппаратов. Она способна определить не только тип, но и модель воздушного объекта. Увеличение количества легкомоторной авиации, доступность квадрокоптеров и дронов представляет угрозу не только для безопасности воздушного движения, но и использования таких аппаратов в преступных целях (для совершения нелегальных сделок актов терроризма, саботажа и шпионажа). Поэтому в современных реалиях недостаточно только обнаружить цель — необходимо распознать степень угрозы.
Сегодня для этого существуют специальные радарные станции со встроенными системами для распознавания. Однако их применение существенно ограничивает большие габариты и высокая стоимость.
Проект «Система автоматического распознавания воздушных целей по совокупности траекторных и сигнальных признаков» призван решить проблему обнаружения летательных аппаратов. Его цель — разработать программное обеспечение для модернизации радарных станций, у которых отсутствует возможность распознавания воздушных объектов. Образец программного модуля, созданный в НИИ «Прогноз», предоставила команда под руководством инженера НИИ «Прогноз» Екатерины Плотницкой.

«Программный модуль применяется в комплексе с радарной системой, он анализирует собранные с ее помощью данные об объектах в воздушном пространстве. Для распознавания программа использует базу данных с информацией о нескольких десятках различных летательных аппаратов, благодаря которой она может отнести воздушную цель к тому или иному классу воздушной техники и даже определить ее модель. Например, наша система различает вертолеты Ми-2 и Ми-8», — рассказывает Екатерина Плотницкая.
Программа обнаруживает летательные аппараты по совокупности сигнальных, а также траекторных признаков, среди которых скорость и высота воздушной цели. Для распознавания типа и модели объекта система использует базу данных, которую собрали ученые ЛЭТИ.
«Этот программный модуль позволит любому пользователю легко усовершенствовать свою радарную станцию при небольших затратах. Наша разработка найдет применение в первую очередь в аэропортах, а также на любых других объектах, которым требуется контролировать свое воздушное пространство», — поясняет Екатерина Плотницкая.
Сейчас научная группа ведет доработку программного модуля, в частности, расширяет базу данных сигналов различных летательных аппаратов. В дальнейшем планируется проводить мероприятия по коммерциализации разработки.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов написал статью о необходимости воздерживаться от пилотируемых полетов на Марс. Вместо этого он предложил изучать Луну. Но часть причин, которыми Митрофанов мотивировал такой «лунный уклон», расходится с последними научными теориями о природе земного спутника.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
