Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
6 ноября

Астрономы обнаружили старейшую звезду Млечного Пути

6.5

Нашему Солнцу около четырех с половиной миллиардов лет от роду, и эта цифра кажется огромной. Но астрономы обнаружили звезду, которая более чем в два раза старше. Ультрахолодный белый карлик WD J2147-4035 сформировался почти 10 миллиардов лет назад, и теперь он лишь крошечная точка в пустоте космоса, окруженная планетарными обломками.

Пара ультрахолодных звезд (WD J2147-4035 — красная, чуть более молодая WDJ1922+0233 — голубая), окруженных каменным и ледяным «мусором» / ©University of Warwick

Судьба большинства звезд, в том числе таких, как наше Солнце, — стать белыми карликами. Белый карлик — это звезда, которая истратила все свои запасы водорода и сейчас проходит процесс охлаждения. Во время него все вращающиеся вокруг звезды планеты будут постепенно разрушаться.

Именно такая судьба постигла двойную звездную систему в 90 световых годах от Земли. Ее обнаружил космический телескоп Gaia Европейского космического агентства. Несмотря на название «белых карликов», одна из звезд оказалась необычного синего оттенка, а вторая — самой тусклой и самой красной из всех, обнаруженных в пределах нашей галактики.

Ученые из Уорикского университета (Великобритания) определили, что возраст красной WD J2147-4035 составляет около 10,7 миллиарда лет. Что любопытно, активна звезда была лишь полмиллиарда лет, после чего начала остывать. Анализ испускаемого света на разных длинах волн позволил определить состав элементов в атмосфере звезды. Там оказалось неожиданно много тяжелых элементов — натрия, лития, калия и углерода, которые попали туда вместе с планетарными обломками.

Вторая звезда WDJ1922+0233 оказалась лишь незначительно моложе соседки, ее возраст определили в девять миллиардов лет. Ее поверхность тоже оказалась «замусорена» обломками планет, близкими по составу к континентальной коре Земли. Возможно, необычный цвет звезде придает ее гелий-водородная атмосфера. У WD J2147-4035 атмосфера состоит почти из чистого гелия.

Вдобавок к возрасту два белых карлика оказались еще и самыми холодными из наблюдаемых звезд: эффективная температура обоих составляет меньше 3000 градусов Цельсия. Для сравнения у Солнца она больше 5500 градусов.

Хотя планеты этой звездной системы по составу напоминали Землю, они сформировались за шесть миллиардов лет до нее. Вероятно, небесные тела такого типа не редкость в нашей Галактике. Изучение подобных карликов позволяет астрономам «заглядывать в прошлое», изучая химический состав небесных тел, образовавшихся, вспыхнувших и погибших задолго до появления нашей Солнечной системы.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.