Новое исследование резко сокращает количество потенциально обитаемых миров — Naked Science
Никита Шевцов

Новое исследование резко сокращает количество потенциально обитаемых миров

Ученым, возможно, придется пересмотреть свои оценки того, сколько планет за пределами Солнечной системы могут быть обитаемыми.

snimok_ekrana_2019-06-11_v_14

Традиционно поиски внеземной жизни в большинстве своем сосредоточены на том, что ученые называют «зоной обитаемости». Это зона на определенном расстоянии от звезды, планеты в которой могут иметь на своей поверхности жидкую воду. Однако это описание работает для основных одноклеточных микробов, но не для сложных организмов, таких как животные, которым для выживания необходима не только жидкая вода.

Работа команды ученых, опубликованная в The Astrophysical Journal, показывает, что, если учитывать прогнозируемые уровни некоторых токсичных газов в атмосфере планеты, можно значительно сократить число миров, пригодных для существования сложной жизни.

Используя компьютерные модели для изучения климата и фотохимии на различных планетах, команда впервые рассмотрела концентрации углекислого газа в их атмосферах. Любой аквалангист знает, что высокая концентрация этого газа в организме может быть смертельно опасной. Но планеты, находящиеся слишком далеко от звезды-хозяина, нуждаются в углекислом газе для поддержания температуры выше нуля за счет парникового эффекта. Включая Землю.

Чтобы поддерживать жидкую воду на внешнем крае обычной зоны обитаемости, планете, по словам исследователей, потребуется в десятки тысяч раз больше углекислого газа, чем есть сегодня на Земле. Это далеко за пределами уровней, которые, как известно, токсичны для человека и животных, которых мы знаем.

В новом исследовании ученые делают вывод, что токсичность углекислого газа сама по себе ограничивает простую жизнь животных половиной традиционной ширины зоны обитаемости. Для людей и других животных более высокого порядка, которые более чувствительны к концентрации углекислого газа, безопасная зона сокращается менее чем до одной трети этой области.

Однако не стоит отчаиваться. Поиск обитаемых миров, как выяснилось, нельзя ограничивать зоной обитаемости. Нужно также учитывать возможность возникновения организмов на спутниках экзопланет, которые разогреваются гравитационным притяжением.

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.