На поверхности астероида Бенну нашли фрагменты другого астероида — Naked Science

На поверхности астероида Бенну нашли фрагменты другого астероида

4.9

Космический зонд OSIRIS-REx заметил несколько ярких, богатых пироксенами обломков на темной поверхности астероида Бенну: ученые считают, что они попали туда с Весты.

©NASA GSC, University of Arizona

Американский дальний зонд OSIRIS-REx, стартовавший в 2016 году, достиг своей цели — околоземного астероида (101955) Бенну — в 2018-м. Уже скоро, в октябре 2020-го, он должен провести забор образцов с его поверхности, чтобы осенью 2023-го доставить их на Землю. Тем временем аппарат внимательно изучает поверхность астероида и недавно сделал одну весьма неожиданную находку. О ней ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

«Мы обнаружили шесть фрагментов размерами от 1,5 до 4,3 метра, разбросанные в южном полушарии Бенну и возле экватора. Эти обломки намного ярче, нежели остальное вещество Бенну, и по составу сближаются с веществом Весты, — объясняет Даниэлла Делла-Гвистина (Daniella DellaGiustina) из Университета Аризоны, одна из авторов новой работы. — Основная наша гипотеза состоит в том, что Бенну “унаследовал” их от своего материнского тела, которое было разбито ударом “вестоида” — фрагмента Весты». Напомним, Веста — самый крупный и массивный астероид в главном поясе, а его обломки составляют собственное астероидное семейство.

На снимках зонда OSIRIS-REx видны яркие, богатые пироксенами обломки Весты на поверхности астероида Бенну / ©NASA GSC, University of Arizona

Чужеродные обломки на Бенну буквально бросаются в глаза благодаря своему яркому блеску на общем темном фоне его поверхности. Спектрометр OVIRS, работающий на борту аппарата OSIRIS-REx, показал, что они состоят в основном из пироксенов — силикатных минералов, широко распространенных и на Земле, и в космосе, в том числе на Луне и астероидах. Формирование пироксенов происходит при высоких температурах, которые, как считают ученые, Бенну не переживал, поскольку окружающие породы состоят из гидратированных минералов, сохраняющих остатки воды.

Необходимое тепло могло создаваться и локально, в результате удара, однако расчеты показывают, что Бенну не пережил бы столкновения нужной силы и просто разрушился бы сам. Все это привело ученых к мысли о том, что пироксеновые обломки на его поверхности занесены с другого астероида — и самым вероятным кандидатом является богатая этими минералами Веста: точнее говоря, отколовшиеся от нее мелкие астероиды. Подобный обмен веществом — не редкость для этих небесных тел.

В самом деле, считается, что Бенну прибыл на околоземную орбиту из внешней области главного пояса астероидов. Здесь известны два больших тела — Эвлалия и Пулана — с такой же темной, как у него, углеродистой поверхностью. Один из этих астероидов мог выступить материнским телом для Бенну. Обломок, пережив несколько столкновений с более мелкими фрагментами Весты, мог захватить несколько их «образцов» и вылететь из пояса в направлении Солнца, унеся их с собой.