Зонд OSIRIS-REx теряет образцы собранного на астероиде вещества — Naked Science
24.10.2020

Зонд OSIRIS-REx теряет образцы собранного на астероиде вещества

5.8

По сообщению NASA, ловушка с образцами реголита оказалась переполнена, не смогла плотно закрыться — и рассеивает мелкие частицы в космос.

©NASA, GFS, University of Arizona

20 октября 2020 года американский космический зонд OSIRIS-REx в автоматическом режиме совершил успешную операцию по забору проб с поверхности астероида (101955) Бенну. 23-го числа NASA обнародовало снимки, поступившие с аппарата, уже отошедшего от астероида на безопасное расстояние. Судя по этим изображениям, ловушка, куда несколько дней назад блок забора проб TAGSAM поместил образцы реголита, переполнена.

В сообщении NASA отмечается, что ключевая задача миссии — сбор не менее двух унций (60 граммов) вещества с поверхности Бенну — выполнена. И, похоже, даже перевыполнена: майларовая заслонка, служащая крышкой для ловушки с образцами, не закрылась герметично, из-за этого часть мелких частиц медленно разлетается из нее в космос. «Мы стали жертвами собственного успеха», — сказал, выступая перед прессой, Данте Лоретта (Dante Lauretta) из Аризонского университета, один из руководителей миссии.

Три последовательных кадра с борта OSIRIS-REx: видно, как блок забора проб TAGSAM теряет частицы реголита / ©NASA, GFS, University of Arizona

В связи с этим агентство отменило запланированную операцию по измерению массы собранного реголита. Для этого OSIRIS-REx должен был совершить несколько «кувырков» в полете, чтобы гироскопы позволили зафиксировать влияние дополнительного груза на его вращение. Теперь же решено не кантовать нагрузку без критической необходимости, чтобы не растерять слишком много.

Тем не менее сам аппарат остается полностью функционален и продолжает полет. Поэтому руководители миссии лишь перенесли на более ранний срок операцию по перемещению ловушки в защищенную возвращаемую капсулу SRC (Sample Return Capsule) — теперь она должна пройти 27 октября. Герметичный объем SRC способен вместить все собранные образцы, сохранив их для доставки на Землю, которая намечена на сентябрь 2023 года. Ну а пока OSIRIS-REx продолжает полет, оставляя за собой облако астероидной пыли.

Прямо сейчас идет первый орбитальный полет, в котором частная компания вывела людей в космос на повторно использованном пилотируемом корабле. Его запустили при помощи повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9.

Высеченные в скалах трехмерные изображения диких животных, которые датировали началом нашей эры, на самом деле, создали почти восемь тысяч лет назад.

Группа российских ученых из НИУ ВШЭ, ИКИ РАН и ИЗМИРАН описала развитие в пылевой плазме ионосферы модуляционной неустойчивости электромагнитных волн, которая возникает при больших интенсивностях электромагнитного излучения. Исследователи учли неупругие столкновения частиц плазмы ионосферы, а еще сформулировали новые задачи и приложения, которые необходимо рассмотреть в будущем.