11.12.2018
Редакция Naked Science

Космический зонд OSIRIS-REx нашел воду на астероиде Бенну

Ученые представили результаты первых наблюдений астероида Бенну вблизи, включая запасы воды, сохранившиеся в глинистых минералах.

bennu0

Третьего декабря 2018 года, после более чем двух лет полета, дальний космический зонд OSIRIS-REx добрался до цели и вышел на орбиту астероида (101955) Бенну. Если все пойдет по плану, то в следующем году аппарат проведет забор проб с его поверхности, а в 2023-м их доставят на Землю. Однако научные исследования OSIRIS-REx проводит уже сейчас, и работающие с ним ученые представили некоторые новые результаты на проходящей в Вашингтоне встрече Американского геофизического общества (AGU).

Зонд преодолел около 2,2 миллиона километров, чтобы оказаться в 19 километрах над поверхностью Бенну. Все последние этапы сближения он внимательно следил за астероидом. Наблюдения, проведенные с помощью бортовых спектрометров, указали на присутствие на нем молекул, содержащих гидроксильные группы: почти наверняка воды, запертой в порах местных минералов. Это указывает не просто на «случайную встречу» с водой, а на долгую историю взаимодействия с ней и гидратации этих пород. При этом сам по себе Бенну недостаточно велик, чтобы вода на нем могла каким-то образом нагреваться до жидкого состояния. Так что он, видимо, некогда был частью более крупного тела.

Снимки бортовых камер OSIRIS-REx подтвердили прежние модели в плане орбитальных характеристик, размеров и угловатой формы Бенну, которые были получены на основе радарных наблюдений. Подтвердилось и наличие у Южного полюса астероида крупного возвышения, хотя высота его оказалась намного больше, чем предполагали: ближе к 50 метрам, а не 10 метров, как считали ранее. Что до самой поверхности, то она по большей части чрезвычайно изрезана, покрыта многочисленными трещинами и отдельными камнями, лишь отдельные небольшие области остаются более-менее ровными.

Композитное изображение поверхности Бенну, составленное из 12 снимков, сделанных бортовой камерой зонда 2 декабря с высоты 24 километров / ©NASA, Goddard, UA

Уточненные данные о площади поверхности Бенну позволили установить его плотность — 1200 кг/м3, это более чем вдвое ниже, чем у типичного астероида. «Первые данные показывают, что цель для OSIRIS-REx была выбрана верно, — говорит профессор Данте Лоретта (Dante Lauretta), один из руководителей миссии. — Никаких непреодолимых трудностей с Бенну мы пока не видим. Аппарат полностью здоров, а научное оборудование работает даже четче, чем планировалось. Так что наше путешествие только начинается».