03.09.2020
7 536

На Луне нашли ржавое железо

5.6

В приполярных регионах Луны обнаружился гематит, оксид железа. Его присутствие на спутнике, лишенном и кислорода, и жидкой воды, стало для ученых настоящим сюрпризом.

На данных гиперспектральной съемки Chandrayaan-1 присутствие гематита показано синим: видно, что минерал сконцентрирован у полюсов / ©ISRO, NASA, JPL-Caltech, Brown University, USGS / Автор: Godefridus Victorinus

Луна — самое изученное из всех небесных тел, люди даже бывали на ней. Прекрасно известно, что там, в отличие от Земли, нет ни кислородной атмосферы, ни жидкой воды. Более того, поверхность спутника постоянно поливает солнечный ветер, состоящий из водорода, который способен выступать донором электронов и восстанавливать оксиды. Но тем неожиданнее оказалось обнаружение на Луне гематита, оксида железа (III), которое каким-то образом там «поржавело».

Присутствие гематита обнаружилось при анализе минералогических данных, собранных индийским орбитальным зондом Chandrayaan-1. О находке сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances. «Все это крайне загадочно, — говорит один из авторов работы, физик из Гавайского университета в Маноа Шуай Ли (Shuai Li). — Луна — совершенно неподходящее место для появления гематита».

На борту Chandrayaan-1 работал созданный NASA инструмент Moon Mineralogy Mapper (M3), проводивший гиперспектральную съемку поверхности Луны. Изучая эти снимки, Шуай Ли и его коллеги и заметили гематит в приполярных регионах: возможно, это и дает ключ к объяснению загадки его происхождения. Области, где «ржавчина» обнаруживается, коррелируют с присутствием водяного льда. При падении метеоритов он может расплавляться, испаряться — и в такой форме реагировать с железом, окисляя его.

Кроме того, гематита оказалось больше на видимой стороне спутника, чем на обратной. Это может указывать и на другой механизм окисления — за счет кислорода, некоторое количество которого уносится солнечным ветром из верхних слоев земной атмосферы. Когда Луна, двигаясь вокруг планеты, оказывается в «хвосте» ее магнитосферы и на пути этого потока, некоторые частицы способны достигать ее поверхности.

К тому же в такие моменты времени спутник закрыт Землей от солнечного ветра. Возможно, эти три фактора, действуя на протяжении миллиардов лет, и привели к постепенному накоплению ржавого железа в приполярных регионах Луны. «Земля играет важную роль в эволюции лунной поверхности», — подчеркивает Шуай Ли.