03.09.2020

На Луне нашли ржавое железо

5.6

В приполярных регионах Луны обнаружился гематит, оксид железа. Его присутствие на спутнике, лишенном и кислорода, и жидкой воды, стало для ученых настоящим сюрпризом.

На данных гиперспектральной съемки Chandrayaan-1 присутствие гематита показано синим: видно, что минерал сконцентрирован у полюсов / ©ISRO, NASA, JPL-Caltech, Brown University, USGS

Луна — самое изученное из всех небесных тел, люди даже бывали на ней. Прекрасно известно, что там, в отличие от Земли, нет ни кислородной атмосферы, ни жидкой воды. Более того, поверхность спутника постоянно поливает солнечный ветер, состоящий из водорода, который способен выступать донором электронов и восстанавливать оксиды. Но тем неожиданнее оказалось обнаружение на Луне гематита, оксида железа (III), которое каким-то образом там «поржавело».

Присутствие гематита обнаружилось при анализе минералогических данных, собранных индийским орбитальным зондом Chandrayaan-1. О находке сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances. «Все это крайне загадочно, — говорит один из авторов работы, физик из Гавайского университета в Маноа Шуай Ли (Shuai Li). — Луна — совершенно неподходящее место для появления гематита».

На борту Chandrayaan-1 работал созданный NASA инструмент Moon Mineralogy Mapper (M3), проводивший гиперспектральную съемку поверхности Луны. Изучая эти снимки, Шуай Ли и его коллеги и заметили гематит в приполярных регионах: возможно, это и дает ключ к объяснению загадки его происхождения. Области, где «ржавчина» обнаруживается, коррелируют с присутствием водяного льда. При падении метеоритов он может расплавляться, испаряться — и в такой форме реагировать с железом, окисляя его.

Кроме того, гематита оказалось больше на видимой стороне спутника, чем на обратной. Это может указывать и на другой механизм окисления — за счет кислорода, некоторое количество которого уносится солнечным ветром из верхних слоев земной атмосферы. Когда Луна, двигаясь вокруг планеты, оказывается в «хвосте» ее магнитосферы и на пути этого потока, некоторые частицы способны достигать ее поверхности.

К тому же в такие моменты времени спутник закрыт Землей от солнечного ветра. Возможно, эти три фактора, действуя на протяжении миллиардов лет, и привели к постепенному накоплению ржавого железа в приполярных регионах Луны. «Земля играет важную роль в эволюции лунной поверхности», — подчеркивает Шуай Ли.

В создании мини-подлодок для частного использования U-Boat Worx сложно найти равных. Компания из Нидерландов – профи на этом рынке, поскольку занимается разработкой подводных аппаратов с 2005 года. После успеха серий C-Researcher и Super Yacht Sub компания пошла дальше и спроектировала двухместную NEMO Submersible, которая претендует на звание самой легкой пилотируемой подводной лодки на планете. Революционный дизайн настолько интригует, что получил признанную премию Red Dot Concept Design Award 2020.

Новое исследование ученых из Японии предполагает, что собаки произошли от своего предка-волка из Восточной Азии.

Возраст находки — 99-100 миллионов лет. Ученые утверждают, что этот краб — древнейший из когда-либо найденных.

В Нижегородской области спустили на воду специальное судно проекта 14400, которое иногда называют «учебным вертолетоносцем». Оно предназначено для подготовки экипажей палубных винтокрылых машин.