А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
29.07.2020
7 096

Условия под поверхностью Марса назвали подходящими для жизни

4.7

Расчеты предсказывают, что примитивную жизнь, нашедшую пристанище под поверхностью Марса, может питать энергия галактических лучей.

Марсоход Rosalind Franklin
Марсоход Rosalind Franklin / ©ESA

Сколько ни пытались ученые, никаких однозначных свидетельств жизни на поверхности Марса так и не найдено. Поэтому главные надежды на это сегодня связывают с более глубокими слоями местного грунта. Будучи до сих пор неисследованными, теоретически они вполне подходят для существования примитивных организмов. К такому выводу пришел астрофизик из Нью-Йоркского университета Димитра Атри (Dimitra Atri), статья которого опубликована в журнале Scientific Reports.

Считается установленным, что молодой Марс был вовсе не той ледяной и безвоздушной пустыней, которой кажется сегодня. На планете присутствовали плотная атмосфера и большие запасы воды. Однако со временем они были утеряны, и теперь лишь ниже поверхности вода может сохраняться в виде насыщенных солями растворов и среди отложений льда.

Кроме того, Димитра Атри отмечает, что на умеренной глубине в несколько метров жизнь защищена от резких перепадов температуры и ультрафиолетовых лучей Солнца, которые делают поверхность Красной планеты смертельно опасной. Но вот высокоэнергетические частицы космического излучения способны проникать и сюда. Именно они, по предположению ученого, могут служить основным источником энергии для слабой и необычной местной жизни — если она все-таки имеется.

Используя данные об экстремальных обитателях нашей собственной планеты — например, живущих глубоко под землей, — ученый смоделировал экосистемы, которые теоретически могут существовать и под поверхностью Марса. По его предположению, галактические космические лучи, попадая в перенасыщенные и ледяные водные растворы, способны запускать цепочки окислительно-восстановительных реакций, создавая поток вещества и энергии, который служит основой любой жизни.

Автор статьи предлагает и практические эксперименты, которые мог бы поставить будущий европейский марсоход Rosalind Franklin. Он должен отправиться в полет в рамках второго этапа совместной российско-европейской миссии ExoMars и будет оснащен двухметровым буром, что позволит ему заглянуть в «индуцированные галактическими лучами радиолитические зоны», предсказанные Атри. Напомним, запуск аппарата, намеченный на нынешнее лето, перенесен на 2022-й год — по официальной версии, из-за задержек, вызванных пандемией Covid-19.