15.11.2022
Анна Новиковская
3 071

Астрономы раскрыли тайну происхождения «золотых» звезд

5.5

Ученым известно о сотнях звезд, в чьем составе обнаружены благородные металлы. Долгое время исследователи не представляли, когда и как образовались эти уникальные небесные тела, и только недавно группе японских и американских астрономов удалось ответить на этот вопрос.

Смоделированная галактика, похожая на Млечный Путь: именно в ней «зарождались» богатые золотом звезды / © Kobe University/Tokyo Tech ELSI, VASA Entertainment Co. Ltd. / Автор: Дмитрий Жуков

В космосе существует множество звезд, богатых тяжелыми элементами, среди которых — и благородные металлы, такие как золото и платина. Для сравнения, в Солнце одного из самых тяжелых элементов — железа — всего около 0,16 процента, а следов золота не обнаружено вообще.

Но как и когда образовались «золотые» звезды? Чтобы ответить на этот вопрос, международной группе астрономов из Университета Нотр-Дам (США) и Университета Тохоку (Япония) пришлось отследить всю историю формирования Млечного Пути (нашу Галактику решили взять в качестве модели), от Большого взрыва до настоящего времени.

Для этого команда использовала цифровое моделирование, которое отличается самым точным временным разрешением. Симуляция заняла нескольких месяцев и проводилась с помощью суперкомпьютера ATERUI II в Центре вычислительных наук Национальной астрономической обсерватории Японии.

Данные симуляции продемонстрировали, что источником «золотых» звезд послужили карликовые галактики — «прародительницы» Млечного Пути, в которых эти звезды впервые вспыхнули более десяти миллиардов лет назад. Сталкиваясь друг с другом, эти маленькие галактики сливались воедино, что в итоге, как полагают исследователи, привело к появлению современного Млечного Пути.

Иными словами, современные «золотые» звезды — одни из старейших во Вселенной, этакие «космические ископаемые», изучая которые, мы можем как бы заглянуть в прошлое. Сравнивая полученные путем симуляции данные с наблюдениями за реальными звездами, ученые смогут уточнить историю формирования нашей Галактики.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.