Астрономы наблюдали гибель планет земного типа — Naked Science
Васильев1 Сергей

Астрономы наблюдали гибель планет земного типа

Астрономам удалось выяснить состав недр далеких землеподобных экзопланет, наблюдая за их распадом и гибелью.

Массивное тело распадается и гибнет в атмосфере белого карлика: взгляд художника / ©NASA, ESA, Z. Levy (STScI)

Сегодня открыты уже тысячи экзопланет и несколько десятков подобных нашей — сравнительно небольших, плотных и каменистых. Однако если размеры и массу далекой планеты установить достаточно легко, состав атмосферы нередко также удается выяснить, то о геохимии самого небесного тела остается лишь гадать — например, исходя из вычисленной плотности. По особенностям транзита — прохода планеты на фоне своей звезды — нельзя сделать выводов о ее составе.

Поэтому команда ученых во главе с профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Бенджамином Цукерманом (Benjamin Zuckerman) воспользовалась необычным и тяжелым положением, в котором оказались некоторые далекие экзопланеты. Дело в том, что некоторые не слишком большие звезды, включая наше Солнце, в конце своей эволюции сбрасывают внешние оболочки и превращаются в белые карлики — старые, мелкие и тусклые. Этот процесс нарушает стабильные орбиты планет и других небесных тел.

Некоторые из них начинают по сужающейся спирали сближаться с новорожденным карликом и за срок от 100 тысяч до одного миллиона лет распадаются на куски под действием гравитации плотной звезды. На ее поверхность падают потоки обломков и пыли, а вот их состав уже можно различить в спектральных данных белого карлика. В статье, опубликованной в журнале Science, профессор Цукерман и его соавторы рассказывают о подобных наблюдениях за шестью такими «загрязненными» спектрами белых карликов, удаленных от нас на расстояние от 200 до 665 световых лет.

Ключевым элементом, который интересовал ученых, было железо. По его содержанию в породах далекой планеты можно судить о присутствии кислорода в период формирования этих пород: чем больше включено железа, тем больше кислорода было вокруг. Например, внутренние планеты Солнечной системы образовались в условиях сравнительного изобилия кислорода, однако объяснить это до сих пор не удается, а значит, нельзя сказать, насколько уникальна такая ситуация в Галактике. А ведь именно она в итоге определила появление у Земли магнитного поля, тектоники плит и тому подобное.

Все шесть объектов, обломки которых рассмотрели астрономы, оказались близки по составу к Земле, Марсу и другим схожим телам Солнечной системы. «Камни — они везде камни», — прокомментировал один из авторов работы Эдвард Янг (Edward Young). Судя по всему, планеты земного типа похожи на нашу не только размерами и массой, но и механизмом происхождения, и базовой геохимией. А это значит, что подходящие для жизни условия могут встречаться не так уж редко на холодных просторах Галактики.

Международная группа ученых выяснила, что неандертальцы обладали способностью к восприятию и воспроизведению человеческой речи. А еще, возможно, в их языке было много согласных звуков.

Компания Rolls-Royce успешно завершила наземные тесты своего электрического самолета ionBird. Первый полет машина может совершить до конца месяца.