Астрономы наблюдали гибель планет земного типа

Астрономы наблюдали гибель планет земного типа

Астрономам удалось выяснить состав недр далеких землеподобных экзопланет, наблюдая за их распадом и гибелью.

Массивное тело распадается и гибнет в атмосфере белого карлика: взгляд художника / ©NASA, ESA, Z. Levy (STScI)

Сегодня открыты уже тысячи экзопланет и несколько десятков подобных нашей — сравнительно небольших, плотных и каменистых. Однако если размеры и массу далекой планеты установить достаточно легко, состав атмосферы нередко также удается выяснить, то о геохимии самого небесного тела остается лишь гадать — например, исходя из вычисленной плотности. По особенностям транзита — прохода планеты на фоне своей звезды — нельзя сделать выводов о ее составе.

Поэтому команда ученых во главе с профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Бенджамином Цукерманом (Benjamin Zuckerman) воспользовалась необычным и тяжелым положением, в котором оказались некоторые далекие экзопланеты. Дело в том, что некоторые не слишком большие звезды, включая наше Солнце, в конце своей эволюции сбрасывают внешние оболочки и превращаются в белые карлики — старые, мелкие и тусклые. Этот процесс нарушает стабильные орбиты планет и других небесных тел.

Некоторые из них начинают по сужающейся спирали сближаться с новорожденным карликом и за срок от 100 тысяч до одного миллиона лет распадаются на куски под действием гравитации плотной звезды. На ее поверхность падают потоки обломков и пыли, а вот их состав уже можно различить в спектральных данных белого карлика. В статье, опубликованной в журнале Science, профессор Цукерман и его соавторы рассказывают о подобных наблюдениях за шестью такими «загрязненными» спектрами белых карликов, удаленных от нас на расстояние от 200 до 665 световых лет.

Ключевым элементом, который интересовал ученых, было железо. По его содержанию в породах далекой планеты можно судить о присутствии кислорода в период формирования этих пород: чем больше включено железа, тем больше кислорода было вокруг. Например, внутренние планеты Солнечной системы образовались в условиях сравнительного изобилия кислорода, однако объяснить это до сих пор не удается, а значит, нельзя сказать, насколько уникальна такая ситуация в Галактике. А ведь именно она в итоге определила появление у Земли магнитного поля, тектоники плит и тому подобное.

Все шесть объектов, обломки которых рассмотрели астрономы, оказались близки по составу к Земле, Марсу и другим схожим телам Солнечной системы. «Камни — они везде камни», — прокомментировал один из авторов работы Эдвард Янг (Edward Young). Судя по всему, планеты земного типа похожи на нашу не только размерами и массой, но и механизмом происхождения, и базовой геохимией. А это значит, что подходящие для жизни условия могут встречаться не так уж редко на холодных просторах Галактики.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.